Отправлено 15 Май 2010 - 22:29
КУЛЬТУРА ТАТАР
Архитектра и зодчество
Традиции стройки домов казанских татар складывались веками под влиянием религиозных, эстетических и культурных особенностей населения края. Почаще всего жилые дома с фасадной стороны огораживались забором. Дома отстояли от красной полосы улицы на 2 метра. С одной стороны такое размещение было связано с влиянием ислама и затворничеством женщин, а с другой стороны эта традиция уходит в булгарские времена, когда глубинное размещение зданий исходило из оборонных задач. Характерной особенностью было также деление жилища на мужскую и женскую половины.
Декоративное убранство татарского дома различается от обычного декорации российских жилищ. Российские профессионалы применяли в основном резьбу по дереву, татары, напротив, употребляли в основном богатую гамму красок. Историк Казани М. Худяков в собственных "Очерках по истории Казанского Ханства" в 20-х годах нашего века писал: "Цвет - основная стихия татарского искусства, и в этом применении декоративной раскраски сильнее всего сказывается родство татар с Востоком. На раскраску ворот татары обращают особенное внимание. Нигде различие в декоративном убранстве меж русскими и татарами не проявляется так резко, как в окраске ворот, которые у российских украшаются только древесной резьбой..." Основная палитра цветов практически постоянно одинакова: зеленоватый, голубой, белый и желтый. Все цвета брались незапятнанными, без полутонов, отчего разрисовка ворот становилась сочной и броской.
но не лишь цвет, но и узорная резьба была принципиальным элементом декорации жилища. Изображения солнца и геометрических символов, птиц, цветов и мифологических знаков можно и сейчас узреть на старых домах и воротах.
Оригинальным было и внутреннее убранство дома. Необыкновенную живописность интерьеру жилища придавала декорировка стенок матерчатыми украшениями с броским цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, пологами, скатертями, салфетками, намазлыками (ковриками для молитв), шамаилами. Спальные места огораживались занавесью (чаршау), пологом (чыбылдык). По мнению этнографов, главные черты татарского интерьера несут отпечаток далекого кочевого прошедшего.
Середина 18 века стала началом нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступление в тесный контакт с российской культурой и, как следствие, восприятие частей западно-европейской культуры. Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые свойства барокко и классицизма, сохранив при этом традиционные особенности планировки и формы булгарского зодчества.
Вышивка, ткачество
Вышивка - один из древнейших и фаворитных видов дамского изобразительного искусства. По мнению доктора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг употребляли для рукоделия. В различие от российских, украинцев, мари и остальных народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). крупная часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища.
Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому возникли искусно вышитые занавески и пологи. Более ценные из вышитых работ годами хранились на дне сундуков, доставались по случаю огромных праздников.
в особенности красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в неких сельских районах.
Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - юные снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний и игр.
Вышивка играется огромную роль и в обряде, которым отмечается рождение первенца - юная мать дарит полотенца своим близким и соседям.
Вышивка делалась традиционно на ярком насыщенном материале - зеленоватом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, золотым либо посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Огромное значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиция цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки.