Свернуть блок чата Кричалка
|
Всё о татарах
#41 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 01 Январь 2010 - 22:15
#42 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 01 Январь 2010 - 22:54
Ришат Шакирович Шакиров
Родился в 1934 году в Башкирии, учился в УПИ ш. Свердловска, специальность - строитель, с 1962 года в Петропавловске, работал в институте "Севгражданпроект". Член правления татарско-башкирского центра "Дуслык". С 1989 года - внештатный корреспондент ТВ и газеты "Северный Казахстан".
Ишел буе - туган як
Туган ягым Урал буйларында,
Агиделдә үтте яшълегем.
Тик шулай да скалыйм уйларымда
Ишел ярларының ташкынын.
Кызыл гөлләр үскән, сукмакларың
Яшълегемә килеп бәйләнде.
Сусаганда эчкән саф суларын
Чишмә суларына әйләнде.
Синдә үткән якты көннәремдә
Жәйләүләрдә жырлар жырладым.
Ишел буйларынын гөлләрәннән
Иң матурын сиңа жыйнадым.
Мин бу жирдә гүзәл дуслар таптым,
Күңелләре һәрчак нинди ак.
мин бу жирдә гөрләп чәчәк аттым,
Ишел буе ө безнен туган як.
1978 ел.
Татар углы - татармын
Татар углы - татармын?
Кайда булсам - татар мин;
Наданлыкка мин батмам
Татар исемен мин сатмам.
Ана теле көч бирә,
Тукай сүзе дәрт бирә,
Башка халык янында
Мин даһиләр санында.
Урыс телен сайратам,
Казак телен яратам,
Үзбәкнә дә, төрекне дә
Үз ягыма каратам.
Грузин, әрмән янында,
Кара диңгез ярында
Миндә татар намусы,
Кол Гәлиләр тавышы.
Инглизчә дә такылдыйм,
Немецчә дә сукалыйм;
Кытайны да кирәксә,
Өйрәнербез, жай килсә.
Татар углы - татармын,
Кайда булсам - татар мин;
Шул исемне саклармын,
Насип булса - аклармын.
1996 ел.
#43 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 02 Январь 2010 - 13:41
Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.
Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).
Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» – «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие – этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).
Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. – Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.
По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).
В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.
Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.
По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.
В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.
Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский ( язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.
Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.
Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.
Существует мнение историков, что название «татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».
Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.
По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.
Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.
Традиционная пища татар – мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).
Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.
Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.
Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.
Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.
Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.
Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, Бокс - чемпион мира Руслан Чагаев, и многие многие другие.
#44 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 02 Январь 2010 - 18:12
MaLiShKa (1.01.2010, 21:18) писал:
...
19.Возни у него много - толку мало.
20.Волчонок все-таки будет волком, даже если будет воспитан человеком.
21.Ворон ворону глаз не выклюет.
22.Высказанное слово нельзя возвратить, как нельзя опять соединить разрезанный хлеб.
23.Где много пастухов, там все овцы передохнут.
24.Голодный медведь не пляшет.
25.Даже если сидишь криво, говори прямо.
26.Два арбуза под одной мышкой не уместишь.
27.Два жонглера не пляшут на одной веревке.
28.Два муллы - один человек, один мулла полчеловека.
29.Две бараньи головы в одну миску не положишь.
30.Двое дерутся - третья не приставай.
31.Для злого и день, и ночь темны.
32.Для слепой курицы и куколь - пшеница.
33.Доброе имя целого стада может испортить маленький телёнок.
34.Добром за добро платит каждый, добром за зло - настоящий человек.
#45 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 03 Январь 2010 - 21:12
Музей национальной культуры создан на базе Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина в 1992 году. Музей является структурным подразделением НКЦ «Казань» и размещается в трех экспозиционных залах общей площадью 2,6 тыс. кв. м. Сегодня это одно из интенсивно развивающихся музейных объединений, сориентированный на тип национальной сокровищницы, где активные ретроспективные тенденции по реконструкции истории сочетаются с задачами комплектования и экспонирования современного искусства. Музей имеет концептуальную установку на целостное воссоздание эпохи, объединяя памятники-уникумы и историко-художественные комплексы. Наряду с подлинниками демонстрируются научные реконструкции, реплики и высокохудожественные копии, например, ансамбли одежды и снаряжений воинов - комплекс, воссозданный М. Гореликом, «Воины Евразии», «Тронный зал казанских ханов» или «Государственные раритеты Казани», «Библиотека Суюмбике» и другие. Научным коллективом проводится большая работа по изучению и возвращению навсегда утерянных и мигрировавших в другие коллекции памятников этнополитической и духовной истории татарского народа различных этапов и разных мест их локализации (культуры гуннов, тюрков, отдельных раритетов булгар, Казани). «Казаневедение» оформилось здесь в целое направление. С подлинным профессионализмом на основе древних технологий воссозданы такие значительные памятники художественной культуры Казани, как первый по времени найденный здесь «казан» - котел, раскрывающий одну из мифологических версий происхождения города; знаменитая «Казанская шапка», или государственной корона казанских ханов. Разрабатываются версии ханского трона, упоминаемых в летописях и исторических документах «Булавы Мухаммеда Эмина», государственного щита, походных карт, знамени, одежды воинов и знати, представителей духовенства... Строительство экспозиции музея сопровождается также созданием живописно-монументальных панно, архитектурно-скульптурных композиций, диорам, где находят отображение важнейшие вехи и факты на путях формирования
Казани как средневекового города и столицы татарского этноса. Это - «Шелковый путь», «Столица Кубрата - Фанагория», «Великий Биляр», «Светозарная Казань». В своей экспозиционной деятельности, нацеленной на освоение современной практики музейного строительства, Музей национальной культуры стремится создать настоящий театр истории, призванный дать яркое художественно-образное, романтическое представление о прошлом, его влекущих событиях и личностях.
Закономерно, что, согласно времени формирования музея, доминирующую роль в составе коллекции Музея национальной культуры играет современное татарское искусство экстерриториального направления, объединяющее творческие силы Татарстана и татарской диаспоры. Художники различных регионов и стилевых течений плодотворно работают в области исторической темы, создавая этнографическую и романтическую национальную картину на исторические сюжеты, «народные сцены» и батальный жанр, картины в духе «неоакадемизма» (Р. Загидуллин. «Древняя Казань. XVI в.», «Защитники Казани»; Н. Хазиахметов «Суюмбика», «Колыбель Утямыша; Ф. Халиков. Реконструкции Казани X-XVI в. (по научной версии Д. Хафизова), «Казань середины XVI в.», «Взятие Казани» и другие.
За короткий, но яркий отрезок своего существования музей сумел приобрести ряд уникальных археологических, археографических и этнографических экспонатов. Они иллюстрируют различные стороны торгово-экономической, политической и духовной жизни региона, а также духовные, культурно-экономические, конфессиональные связи Казани. Красоту и уникальность художественного наследия народа утверждают найденный на территории древней Булгарии, в восточном Закамье, клад позднесасанидского серебра VIII - DC вв., (так называемый «Чулманский клад»); признанный кладом мирового значения «Каратунский клад» золотоордынских монет эпохи Тохтамыша в количестве 28500 монет, чеканенных в восьми городах государства Золотая орда; татарская филигрань («бугорчатая скань») булгарского времени и XVIII-XIX столетий (поясные застежки с инкрустированными самоцветами из коллекции татарского историка и просветителя Ш. Марджани); серебряные коранницы, рукописные Кораны XVin-XDC вв., шамаили.
К числу сенсационных приобретений музея следует также отнести парсуну неизвестного художника «Царица Суюмбика с сыном» XVI-XVII вв., репродукции с которой широко представлены в различных изданиях и фондах республики, научной атрибуцией и детальным изучением которой в настоящее время работает научный коллектив музея.
#46 OFFLINE
Отправлено 03 Январь 2010 - 23:40
и не в воспитании тут дело
Сообщение отредактировал erkin_87: 03 Январь 2010 - 23:40
#47 Гость_MaLiShKa_*
#48 Гость_MaLiShKa_*
#49 Гость_MaLiShKa_*
#50 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 05 Январь 2010 - 15:07
Расположена на востоке Восточно-Европейской равнины. Граничит на севере с Кировской областью, на северо-востоке — с Республикой Удмуртия, на востоке — с Башкирией, на юго-востоке — с Оренбургской областью, на юге — с Самарской областью, на юго-западе — с Ульяновской областью, на западе — с Чувашской республикой, на северо-западе — с Марийской республикой. Долинами рек Волга и Кама разделена на три части: правобережье Волги (Предволжье), в пределы которого заходит Приволжская возвышенность, расчлененная долинами рек и оврагами с крутыми обрывами к Волге; левобережье Волги и правобережье Камы (Предкамье) — мягковолнистая равнина; левобережье Камы (Закамье) с северными склонами Бугульминско-Белебеевской возвышенности (высота до 364 м). На северо-западе — южная часть Вятского Увала. Месторождения нефти, газа, гипса, известняков, доломитов, мергелей и др. Основные реки — Волга, Кама, Белая, Вятка. Куйбышевское, Нижнекамское водохранилища.
Климат умеренно континентальный. Средняя температура января от -13 °С до -18 °С, июля от +19 °С до +20 °С. Осадков до 500 мм в год. Вегетационный период около 170 дней. Расположена в зонах широколиственных и смешанных лесов, а также лесостепи. Почвы преимущественно дерново-подзолистые, серые лесные и черноземные. Лесами, в основном лиственными (дуб, липа, клен), занято около 1/6 территории. Водятся волк, лисица, лось, белка, бурундук, сурок, зайцы (беляк и русак). Птицы: глухарь, рябчик, дрофа и др. Национальный парк Нижняя Кама, Волжско-Камский заповедник.
Важнейшие отрасли промышленности: нефтегазодобывающая, нефтехимическая, химическая и химико-фармацевтическая (производство синтетического каучука, пластмасс, кино- и фотопленки, минеральных удобрений, медицинских препаратов и др.), машиностроение и металлообработка (производство большегрузных автомобилей — КамАЗ, оборудования для нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, станков, ЭВМ, медицинских инструментов и др.), легкая (меховая и др.), пищевая. Заинская ГРЭС, Нижнекамская ГЭС. Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна и животноводческой продукции. Посевы зерновых (пшеница, рожь и др.) и кормовых культур. Выращивают картофель и овощи. Плодоводство. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Птицеводство. Звероводство. Пчеловодство. Судоходство по рекам Волга, Кама, Вятка, Белая. Начало нефтепровода «Дружба ». Курорты: Бакирово, Ижевские.
Заселение территории Волжско-Камского региона началось в палеолите (около 100 тыс. лет назад). В конце 9 — начале 10 века тюркскими племенами было создано государство Волжская Булгария. В 922 году в качестве государственной религии был принят ислам. Единство страны, наличие регулярных вооруженных сил и хорошо поставленной разведки позволили ей долгое время противостоять монгольским захватчикам. В 1236 Булгария, завоеванная монголо-татарами, вошла в состав империи Чингисхана, а затем стала частью Золотой Орды.
В результате распада Золотой Орды на территории Поволжья возникло новое феодальное государство — Казанское Ханство (1438). После взятия Казани в 1552 войсками Ивана Грозного Казанское Ханство прекратило свое существование и было присоединено к Русскому государству. В дальнейшем Казань становится одним из важных промышленных и культурных центров России. В 1708 территория сегодняшнего Татарстана вошла в состав Казанской губернии, первоначальные границы которой простирались на севере до Костромы, на востоке до Урала, на юге до реки Терек, на западе до Мурома и Пензы.
Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (1920). 30 августа 1990 была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. Проведенный в марте 1992 референдум и принятая 6 ноября 1992 новая конституция установили обновленный статус республики.
#51 OFFLINE
#52 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 05 Январь 2010 - 16:31
ТАТАРЫ: КТО ОНИ?
Десятки учёных-тюркологов усердно ищут исторические корни, причины и мотивы распространения в разные регионы татарского этноса. НА пути исследователей неожиданно возникают загадки и противоречия.
Например: что общего между татарами Сибири и Крыма? При общении крымца с сибиряком они с большим трудом объясняются на тюркском языке и только после трёх-четырёх попыток могут понять "родного брата".
А в чём отличие астраханских татар от казанских, живущих на той же великой Волге? У астраханцев значительно больше схожести с азербайджанами, чем с волжскими сородичами.
И ещё одна загадочка: если все татары являются тюрками по происхождению, у всех общий корень языка, психический склад, культура, то почему же одни мусульмане, другие - христиане.
Наверное, правильно поступают исследователи, изучая татар по отдельным сообществам - этническим и этно-территориальным группа.
#53 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 05 Январь 2010 - 16:58
История знает татар ещё с VI-VII вв., когда большая группа булгарских племён выделилась из Западно-Тюркского каганата и ушла в Приуралье и Поволжье.
Волжская Булгария как государство сложилась в X-XI вв. - столица г. Булгар. Принятие ислама в 922 году в качестве государственной религии способствовало развитию государственности и идеологии, культуры.
В XI-XIII вв. происходит развитие ремесленно-торговых центров, развивалось гончарное, кожевенное, оружейное, ювелирное производства.
В 1223 году Булгария на Волге стала первым государством Европы, подвергнувшимся нападению монгольских войск. первая попытка агрессора была отбита, но в 126 г. монголы взяли и разрушили столицу булгар. А к 1241 г. полностью покорили Булгарию и включили её в состав Золотой Орды. Булгар - столица государства, однако не утратила своего значения как крупный торговый и культурный центр. Здесь стали чеканиться деньги, формировались культура и просвещение. Начала процветать Казань. В 1438 году Казань становится столицей Казанского ханства. Экономический подъём позволил булгарским правителям усилить своё влияние в Золотой Орде.
Ко времени правления на Руси Ивана Грозного Казанское ханство является могущественным государством, самым сильным соперником Московского царства в Восточной Европе. С завоеванием Казани Иваном IV (1552 г.) Булгария вошла в состав Российской империи.
С тех пор судьба татарского народа неразрывно связана с русским и другими этносами России. Татары участвовали в Первой мировой войне, в революциях 1905 и 1917 годов, в гражданской войне против Колчака, Деникина и Врангеля. 20 мая 1920 года образована Татарская автономная республика в составе РСФСР.
Героически проявили себя татары и в годы Великой Отечественной войны. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены более 200 воинов-татар. Около 100 тысяч отмечены боевыми наградами и медалями.
На татарском языке ные говорят более 7 миллионов человек (данные 2004 года).
Письменность возникла ещё в X в. на основе арабской графики, затем перешла на латиницу, а с 1939 г. - на кириллицу. По вероисповеданию татары - мусульмане-сунниты.
АСТРАХАНСКИЕ ТАТАРЫ
Астраханское государство возникло в XV в. на развалинах Золотой Орды. Объединяющим центром оказалось селение Ашторхан (Аджитархан). Первые известия о нём относятся к XIII в. как о небольшом поселении татар на перекрёстке караванных и водных путей.
Здесь процветали промыслы по переработке продуктов земледелия и моря, по производству соли, одежды и кораблестроения. С 1450 г. пришли русские войска, разгромили столицу г. Астрахань, а через два года вся территория была окончательно провозглашена российской, сооружена сильная военная крепость, построены верфи*, возник военный флот, созданы адмиралтейство и военный гарнизон. От этого ещё сильнее стала процветать торговля с Персией, Индией, Средней Азией.
На культуру и весь образ жизни астраханских татар сильное влияние оказывало азербайджанское население. Астраханцы живут небольшими общинами в городах и торговых центрах Приишимья.
*Верфь - судостроительное и судоремонтное предприятие.
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
История формирования уходит в первые века нашей эры и связана с нашествием гуннов. После вторжения в Крым монгольских войск (1239 г.) здесь устраивались зимовки кочевников, преимущественно аргын, кипчаков и других племён. После ряда лет междуусобной борьбы крупных феодалов в 1433 году власть захватил Давлет-Хаджа Гирей. С 1443 г. ханство объявило себя независимым от Золотой Орды. С 1475 г. ханы Крыма стали вассалами Турции, вели бесчисленные войны с соседними государствами, походы против Руси и Московии. В XVIII в. Российское государство покорило Крымское ханство.
В составе СССР крымским татарам была предоставлена автономия. В 1944 г. автономия была упразднена, а её население подверглось репрессиям и эвакуации в отдалённые области страны. С восстановлением автономии Крыма часть татар возвратилась на родину, но ныне составляет незначительную часть многонационального населения.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 06 Январь 2010 - 17:03
#54 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 08 Январь 2010 - 11:09
(Искажённое "крещённые"). Группа казанских татар и их потомки, принудительно обращённые в православие Иваном Грозным и русским правительством в XVI-XVIII веках. Отличительная особенность кряшенов в том, что они названы русскими именами и фамилиями. Язык и письменность у них издревле остаются татарскими.
МИШАРЫ
Это небольшая группа татар, проживающая в основном в Волжско-приуральском районе России и Татарстане. Язык, письменность и религия приняты от казанских татар. Предполагается, что это мещеры, тюркизированные волжскими булгарами в X-XIV вв. В Северо-Казахстанской области их несколько десятков человек.
НОГАЙЦЫ (Ноган)
Родоплеменная группа тюркского происхождения, почти ассимилированная татарами. Однако значительная часть ногайцев сохранила свой язык и свою культуру, имея богатую историю (XIV-XVIII вв.). Потом населения некогда могучей Ногайской Орды, позднее распавшейся на Большие и Малые ногаи, и ныне живут в Ставропольском крае, Дагестане и Ингушетии.
БУХАРСКИЕ ТАТАРЫ
Порой их называют узбеками. Их история в этом крае начиналась с возникновения северного острога Великого Шёлкового пути. Формировалась та группа из числа торгового люда Бухары, Ташкента, Коканда и Тараза. Приказчики купцов, проводники, погонщики, купеческая обслуга для создания торговых конторских функций оседали при ярмарке не временщиками при Караван-сарае, а постоянными жильцами. Эта колония из торгового народа росла по численности и стала заметной среди населения татарской слободы, позднее в пристанционном посёлке. А за пределами города появилось селение, названное Ташкенткой. В итоге в народной молве возникло название "бухарские татары", их потомки живут и поныне в Северо-Казахстанской области.
#55 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 08 Январь 2010 - 11:17
35.Дожидаясь гуся, не упусти утку.
36.Дом с двумя хозяйками грязен.
37.Дом, где есть дети, - базар, где нет детей, - кладбище.
38.Дочка, говорю тебе, а ты, невестка, слушай!
39.Если бы бог дал буйволу крылья, то он разрушил бы все дома.
40.Если бы у кошки были крылья, то она истребила бы всех воробьёв.
41.Если говорить "мед", "мед", во рту сладко не будет.
42.Если гора не идет к тебе, ты подойди к горе.
43.Если за едой не наелся, не наешься, облизывая посуду.
44.Если земля без владельца, то свинья заберется на холм.
45.Если золото упадет в грязь, оно не станет из-за этого медью.
46.Если карман пустой, к мулле не входи.
47.Если кочерга длинная, руки не обожжешь.
48.Если на тебя свалится болезнь, и скот твой разграбят.
49.Если не согнулся, когда был прутиком, - не согнется, когда станет палкой.
50.Если ты горек - будь как соль, если ты сладок - будь как мед.
51.Если уж вешаться, то на высоком дереве.
52.Женщина без мужа - конь без узды.
53.Зверь умирает - ворона рада, человек умирает мулла рад.
54.Здоровье - богатство.
55.Зерно без мякины не бывает.
56.И верблюд - подарок, и пуговица - подарок.
57.И медведь медвежонка ласкает: "Мой беленький" и ёжиха ежонка ласкает: "Мой мягонький".
58.Игла хоть и мала, да больно колется.
59.Из иглы верблюда делать.
60.Из ничего сделает что-то, из чего-то сделает мед.
61.Из одного волоса аркан не сплетешь.
62.Из одного зерна проса каши не сваришь.
63.Из одной капли море не получится.
64.Из пяти пальцев какой ни укусишь, всякий больно.
65.Избавившись от палки, попал под дубину.
66.Из-за тридцати зубов вышедшее распространяется на тридцать человек.
67.Каждый плод растет в свое время.
68.Каждый цветок на своем стебле распускается.
69.Как аукнется, так и откликнется.
70.Как бы ни было сладко жить на чужбине, всегда тянет к родной стороне.
71.Каков пастух, таково и стадо.
#56 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 08 Январь 2010 - 22:05
Возникновения Касимовского ханства на территории России (в современной Рязанской области) связано с оборонительными мерами Московского государства от Золотой Орды. Его население первоначально осстояло из мещеряков, мордвы и русских крестьян. Город был пожалован великим князем Василием царевичу Касыму (около 1450-1455 гг.). По его имени городок стал называться Касимовском.
С покорением Казани Иваном Грозным потребность в Касимовском царстве у Москвы отпала. Последней его правительницей была Фатима-Султан, со смертью которой в 1681 году царство перестало существовать. В его бытность в Касимовске возникли мечети, при которых образовывались школы-мектебы и медресе для обучения татарских детей, бурлила светская жизнь. Верхушка ханства приобщалась к европейской и русской культуре. Выходцы из Касимовского царства равноправно принимались царским двором, дворянским обществом и офицерским собранием, поднимались на высокие правительственные посты. Вплоть до революции 1917 года касимовские татары считались самой привилегированной группой среди всех мусульман в России. Они пользовались большими почестями на окраинах, включая далёкое Приишимье.
Известный украинский публицист Белиловский, работавший в Петропавловске городским врачом, в 1887 г. издал санитарный очерк, в котором отмечал, что "здешний татарин вежлив, почтителен, гостеприимен, особенно если он касимовец. Каких-нибудь десять родовитых и когда-то именитых домов составляют ядро здешних татар".
Первые представители состоятельных касимовцев появились в петропавловском подгорье, очевидно, в первые десятилетия существования крепости. В 1795 году они построили первую в Северном Казахстане каменную мечеть, которая вот уже третье столетие стоит в Подгорье. Часть средств на её строительство внесла императрица Екатерина II. На народное просвещение значительные суммы внесли Мухамеджан Давлеткильдеев со своими сыновьями, прибывшими из Касимовска. Это от них тянется родовая нить до Р.Г.Давлеткильдеевой - Почётного гражданина Петропавловска. Можно назвать некоторых представителей. Среди них броатья Галдиакберовы Х. и Н. - учёные-биологи. Нажип удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за выведение породы коровы казахской белоголовой; Фарит Галиакберов - генерал, Нургалиев С.А. - врач, организатор здравоохранения в Бейнеткорском (ные Аккайынском районе) и первого родильного дома в Петропавловске, Нургалиева А.С. - известная в городе общественница, педагог, отличник народного просвещения СССР, Сутюшев М.У. - генеральный директор радиозавода и другие.
#57 OFFLINE
Отправлено 09 Январь 2010 - 12:48
MaLiShKa (5.01.2010, 14:55) писал:
К слову, тогда он звался город Брежнев, а проспект - проспект Ленина. Хотя название Набережные Челны подходит ему намного больше.
#58 OFFLINE
Отправлено 09 Январь 2010 - 13:40
- Шоколад (с)
дуракам закон не писан,
но Вам я коротенько напишу...
#59 OFFLINE
Отправлено 09 Январь 2010 - 17:37
Lilia (9.01.2010, 13:40) писал:
туда ездить это значит увидеть очень много это очень красивый город с очень интересной историей я был 10 лет назад последний раз :smile262: :smile262: :smile262: даст бог в конце этого года съезжу туда :smile121: :smile121: :smile121:
#60 Гость_MaLiShKa_*
Отправлено 12 Январь 2010 - 15:18
А
Абель - (муж.) (араб.) Отец.
Абдулла- (муж.) (араб.) Раб Аллаха, раб Божий. Компонент имени.
Агдалия - (жен.) (араб.) Самая справедливая.
Агзам - (муж.) (араб.) Высокий, возвышенный. Компонент имени.
Аглия - (жен.) (араб.) Очень красивая.
Аглям - (муж.) (араб.) Много знающий. Компонент имени.
Агиля - (жен.) (араб.) Умная.
Агния - (жен.) (араб.) Богатые люди (мн.ч.).
Аделина - (жен.) (нем.) Честная, порядочная.
Адип - (муж.) (араб.) Воспитанный, писатель, ученый.
Азат - (муж.) (перс.) Благородный, свободный.
Азалия - (жен.) (лат.) От названия цветка.
Азаль - (муж.) (араб.) Вечность.
Азамат - (муж.) (араб.) Рыцарь, герой.
Азхар - (муж.) (араб.) Очень красивый.
Азиз и Азиза - (араб.) могучий, дорогой.
Азим - (муж.) (араб.) Великий.
Аида - (жен.) (греч.) - Аид Царь мертвых, (араб.) - польза.
Айбану - (жен.) (тюрк.-тат.) Девушка как месяц.
Айбат - (муж.) (араб.) Авторитетный, взрослый.
Айгуль - (жен.) (тюрк.-перс.) Лунный цветок.
Айдар - (муж.) (тюрк-тат.) 1.родовые волосы, которые не срезали с самого рождения у младенцев мужского пола. В результате вырастал большой чуб- коса, у запорожских казаков это был оселедец. 2. достойный, из числа достойных мужей.
Айнур - (муж.) (тат-араб.) Лунный свет.
Айрат - (муж.) (араб.) хайрат-изумление, (монг.) лесной народ.
Айсылу - (жен.) (булг.-тат.) Красивая как месяц.
Айтуган - (муж.) (тюрк.-тат.) Лунный восход, родился мальчик красивый как месяц.
Айша - (жен.) (араб.) Живущая (одна из жен пророка Мухаммеда).
Акдам - (муж.) (араб.) Очень древний.
Акрам - (муж.) (араб.) Щедрый.
Акбарс - (муж.) (тат.) Белый барс.
Алан - (муж.) (тат.-тюрк.) Добродушный.
Али - (муж.) (араб.) Возвышенный.
Алим - (муж.) (араб.) Знающий.
Алиса - (жен.) (нем.) Красивая.
Алия - (жен.) (араб.) Возвышенная.
Алмас - (муж.) (тюрк.-тат.) называли этим именем чтобы ребенок не болел и злые силы его не одолели.
Алмаз - (муж.) (араб.) Бриллиант.
Альберт - (муж.) (лат.) Славный, знаменитый.
Альбина - (жен.) (лат.) Белоглазая.
Альмира - (жен.) (исп.) от Испанского местечка Альмейро.
Альфир - (муж.) (араб.) Превосходный.
Альфира и Альфия - (жен.) (араб.) Возвышенная, долгожительница.
Амиля - (жен.) (араб.) Труженица.
Амин и Амина - (араб.) Верный, честный.
Амир и Амира - (араб.) Повелевающий, принц.
Амна - (жен.) (араб.) Находящаяся в безопасности.
Анас - (муж.) (араб.) Радость.
Анвар - (муж.) (араб.) Лучистый, свет (одна из сур Корана).
Анис и Аниса - (араб.) Друг, товарищ.
Ансар - (муж.) (араб.) Помощник (мн.ч.).
Арман - (муж.) (перс.) Желание.
Арсен - (муж.) (греч.) Сильный, бесстрашный.
Арслан и Руслан - (муж.) (тюрк.) Лев.
Арсланбика - (жен.) (тюрк.-тат.) Львица.
Артур - (муж.) (англ.) Медведь.
Асад и Асат - (муж.) (араб.) Лев, июль по Хиджре.
Асадулла - (муж.) (араб.) Лев Аллаха.
Асаф - (муж.) (араб.) Заботливый, запасливый.
Асан - (муж.) (тюрк.-тат.) Здоровый.
Асгат - (муж.) (араб.) Самый счастливый.
Асия - (жен.) (араб.) Утешающая, лечащая.
Аслия - (жен.) (араб.) Настоящая, истинная.
Асма - (жен,) (араб.) Возвышенная,
Асфат - (муж.) (араб.) Хороший.
Атлас - (муж.) (араб.) Атлас, ткань.
Ата - (муж.) (тюрк.-тат.) Уважаемый. Компонент имени.
Афзал - (муж.) (араб.) Достойнейший.
Ахад - (муж.) (араб.) Единственный.
Ахмад и Ахмет - (муж.) (араб.) Прославленный.
Ахмар и Ахмер - (муж.) (араб.) Красный.
Ахбар - (муж.) (араб.) Звездный.
Ахунд - (муж.) (тюрк.) Господин.
Аюп - (муж.) (араб.-евр.) Имя пророка; раскаявшийся.
Аяз - (муж.) (тюрк.-тат.) Ясный день.
Б
Багида - (жен.) (араб.) Долгожительница.
Багман - (муж.) (перс.) Доброжелательный.
Бадира - (муж.) (араб.) Начинать, это имя давали девочке родившейся в семье первой.
Бакир и Багир - (муж.) (араб.) Изучающий.
Бакира - (жен.) (араб.) Молодая.
Банат - (жен.) (араб.) Девушка.
Бану - (жен.) (перс.) Госпожа.
Барс - (муж.) (стар. тюрк.-тат.) Сильный.
Батулла - (муж.) (араб.) Берет свое начало от названия мечети Кааба.
Бахадир - (муж.) (перс.) Богатырь.
Бахир - (муж.) (араб.) Открытый, красивый.
Бахрам - (муж.) (иран.) Победитель.
Бахтияр - (муж.) (перс-араб.) Счастливый.
Баяз - (муж.) (араб.) Белый, белая.
Баян - (муж.) (монг.-араб.) В значении богатый, сильный, счастливый. Компонент имени.
Белла - (жен.) (лат). Красивая.
Беркут - (муж.) (стар. тат-тюрк.) Символ героизма, отваги.
Бика - (муж.) (тюрк.-тат.) Госпожа.
Бикбай - (муж.) (тат. - тюрк.) Очень богатый.
Бикбулат - (муж.) (тат.-тюрк.) Железный бек, господин.
Бикбай - (муж.) (тюрк.) Слишком богатый.
Билал - (муж.) (араб.) Здоровый, живой.
Болгар - (муж.) (стар. тат.-тюрк.) Племена живущие на Каме и Волге давали это имя младенцам мужского пола.
Булат - (муж.) (араб.) Железо, сталь.
Буранбай, Бурангул, Буранша - (муж.) (тюрк.) Родился во время бурана.
Бэхет - (муж.) (араб.) Дают это имя, желая ребенку счастливую жизнь.
В
Вазих и Вазиха - (араб.) Ясный, открытый.
Вакил - (муж.) (араб.) Уполномоченный.
Вали - (муж.) (араб.) Близкий Аллаху, святой, господин.
Валид и Валида - (араб.) Дитя, потомок.
Валия - (жен.) (араб.) Святая, госпожа, подруга.
Васил и Василя - (араб.) Неразлучный друг.
Васим и Васима - (араб.) Красивый.
Вафа - (муж.) (араб.) Верный.
Вахид и Вахит - (муж.) (араб.) Единый, первый.
Венера - (жен.) (лат.) Звезда, планета.
Вилен - (муж.) (рус.) От Владимира Ильича Ленина.
Вильдан - (муж.) (араб.) Дитя, ребенок.
Виолетта - (жен.) (фран.) Цветок.
Г
Габбас - (муж.) (араб.) Угрюмый, хмурый.
Габит - (муж.) (араб.) Поклоняющийся.
Габдулла - (муж.) (араб.) см. Абдулла.
Гадел и Гадиля - (араб.) Прямой, справедливый.
Гаден - (муж.) (араб. - перс.) Рай.
Гази - (муж.) (араб.) Борец за веру.
Газиз и Газиза - (араб.) Очень дорогой.
Газим и Азим - (муж.) (араб.) Великий, совершающий подвиги.
Газия - (жен.) (араб.) Танцовщица.
Гайша - (жен.) (араб.) Живущая, одна из жен пророка.
Гайфулла - (муж.) (араб.) Милость Аллаха.
Гали - (муж.) (араб.) Дорогой, высокий.
Галим - (муж.) (араб.) Знающий, ученый.
Галима, Галия, Алия - (жен.) (араб.) Знающая.
Галимулла - (муж.) (араб.) Аллах всезнающий.
Галиулла - (муж.) (араб.) Человек, пользующийся авторитетом.
Галия - (жен.) (араб.) Дорогая.
Гамил - (муж.) (араб.) Трудолюбивый человек.
Гани - (муж.) (араб.) Богатый, государственный.
Гариф - (муж.) (араб.) Осведомленный.
Гата - (муж.) (араб.) Подарок.
Гафар, Гаффар, Гафур, Гафура - (муж.) (араб.) Прощающий.
Гафият - (муж.) (араб.) Спокойствие.
Гаяз - (муж.) (араб.) Помощник.
Гаян - (муж.) (араб.) Знатный.
Гуль - (жен.) (перс.) Цветок, цветущая, символ красоты.
Гульзар и Гульзифа - (жен.) (перс.) Цветник.
Гульназ - (жен.) (перс.) Нежная как цветок.
Гульнара - (жен.) (перс.) Украшенная цветами, гранат.
Гульнур - (жен.) (перс.) Светлая как цветок.
Гульчечек - (жен.) (перс.) Роза.
Гусман, Госман, Усман - (муж.) (араб.) Костоправ.
Гэрэй - (муж.) (перс.) Достойный.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных