Всё о татарах
Lilia
29 ноя 2009
Blacky (29.11.2009, 00:56) писал:
А про иго...
Как булгары стали татарами история умалчивает, но у слова русское происхождение.
После Тар-тар сократилсь до татар, и иго стало монголо-татарское.
Как булгары стали татарами история умалчивает, но у слова русское происхождение.
После Тар-тар сократилсь до татар, и иго стало монголо-татарское.
хм, может историки нас поправят. Но я прочитала, еще раз повторюсь, что изначально иго татарское. И только спустя 4 века - монголо-татарское)
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:49
Blacky
29 ноя 2009
Lilia (29.11.2009, 01:01) писал:
хм, может историки нас поправят. Но я прочитала, еще раз повторюсь, что изначально иго татарское. И только спустя 4 века - монголо-татарское)
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:50
KOT_O6OPMOT
29 ноя 2009
Blacky (29.11.2009, 01:10) писал:
Ну я этого не кричал, я против нацианализма до глубины костей. В тему русских кинул картинку, думаю ты видела, я с имаджем согласен 100%!
на счет историков, щас придет твой соседушко, и все растолкует, с удовольствием послушаю ) он тоже у Салимова учился, думаю мну поддержит ))))Но все таки монголы и булгары это совсем разные веши. И монголы воевали с Русью во времена княжеств. А татары огребли уже при Иване 4 Грозном, и не нападали на Русь. Просто Грозный расширял территорию. Но так как татар победить можно только путем геноцида( ну менталитет такой, победить можно, подчинить нереально), Казанское ханство стало уже в то время автономией, приняв казачество ( свобода от налогов, охрана границ). Возможно это не совсем достоверно... Но я изучая, вот это узнал. Ждем Кирилла )))
на счет историков, щас придет твой соседушко, и все растолкует, с удовольствием послушаю ) он тоже у Салимова учился, думаю мну поддержит ))))Но все таки монголы и булгары это совсем разные веши. И монголы воевали с Русью во времена княжеств. А татары огребли уже при Иване 4 Грозном, и не нападали на Русь. Просто Грозный расширял территорию. Но так как татар победить можно только путем геноцида( ну менталитет такой, победить можно, подчинить нереально), Казанское ханство стало уже в то время автономией, приняв казачество ( свобода от налогов, охрана границ). Возможно это не совсем достоверно... Но я изучая, вот это узнал. Ждем Кирилла )))
Вадим, Салимов у меня не вел
Историю тюрок и вообще Азии не мой профиль. Так что не чем особо не помогу.
Могу только сказать что татары на Русь нападали и сами шли под покровительство русских князей, каждый род по своему кому как было выгоднее. это к выделенному.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:50
Davids
29 ноя 2009
Blacky (28.11.2009, 20:56) писал:
Ну а теперь собственно полностью:
КОДЕКС ИСТИННОГО ТАТАРИНА
Истинный татарин:
1. Истинный мусульманин. Его внутреннее состояние – искреннее служение Единому Богу, следование предписаниям Ислама.
2. Беззаветно предан своему народу. Готов самоотверженно всегда и повсюду отстаивать его права. Смел и неподкупен. Не прощает предательство и измену.
3. Знает свой родной язык. Не дает никому искажать его дух и букву. Убежден, что язык – пароль качества личности, основа духовной и национальной культуры народа.
4. Носитель исторической памяти народа. Знает и гордится его Великим духовным наследием и делает все, чтобы возродить его былую славу.
5. Является достойным примером для своих соплеменников. Твердо и последовательно отстаивает свои принципы, никому не позволяет искажать их смысла.
6. Убежден, что главная ценность – это свобода, дарованная Аллахом. Осознает, что «лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
7. Не преклоняет колени ни перед кем и никому не прислуживает. Служит только своему народу, отстаивает лишь свою веру.
8. Признает лишь имама, выбранного лично. Отвергает навязанного ему и зависимого от других хакимов. Не признает над собой никакого господства, кроме Бога.
9. Имеет высокие нравственные качества. Отличается благородством души и аристократизмом духа.
10. Стоит выше мелких склок, своих личных амбиций. Не приемлет конформизма и коллаборационизма, воздержан в своих желаниях и самокритичен.
11. Совершенствует свой ум, содержит в чистоте душу и тело, свободен от пагубных привычек. Признает культ разума, знаний и героики.
12. Признает своими единоверцами и единой нацией всех людей Книги, порвавших связи с официальной церковью, заключившей унию с безбожной властью.
13. Стремится к единству внутри своего народа, тюркского и исламского мира. Не признает в качестве единоверцев и соплеменников безбожников и идолопоклонников.
14. Создает крепкую и непорочную семью. Воспитывает свих детей в национальном духе.
15. Помогает нищим и обездоленным. Гуманен и великодушен.
16. Отстаивает принципы социальной справедливости. Выступает против любых форм насилия, угнетения и эксплуатации.
17. Проявляет упорство и несгибаемость в борьбе за правое дело. Не терпит лжи, цинизма и лицемерия. Кроток и снисходителен по отношению к единоверцам.
18. Патриот своей исторической родины, родной земли. Не покушается на чужую землю, чужое богатство ни из страха, ни из лучшей доли
19. Не допускает утверждений и деяний, порочащих и ущемляющих его самого, его семью, его народ, его Родину, его веру. Готов твердо и смело защищать эти Святые ценности.
20. Совершает лишь праведные дела, ест только чистую (халял) пищу.
21. Оберегает природный ландшафт, не допускает загрязнения экологической среды.
22. Сохраняет и возрождает татарскую топонимику в местах проживания.
23. Организует татарские общины (мехелле) по месту жительства.
24. Знает свою родословную не менее седьмого колена.
25. Регулярно посещает родных и близких, держит в чистоте и порядке могилы умерших.
КОДЕКС ИСТИННОГО ТАТАРИНА
Истинный татарин:
1. Истинный мусульманин. Его внутреннее состояние – искреннее служение Единому Богу, следование предписаниям Ислама.
2. Беззаветно предан своему народу. Готов самоотверженно всегда и повсюду отстаивать его права. Смел и неподкупен. Не прощает предательство и измену.
3. Знает свой родной язык. Не дает никому искажать его дух и букву. Убежден, что язык – пароль качества личности, основа духовной и национальной культуры народа.
4. Носитель исторической памяти народа. Знает и гордится его Великим духовным наследием и делает все, чтобы возродить его былую славу.
5. Является достойным примером для своих соплеменников. Твердо и последовательно отстаивает свои принципы, никому не позволяет искажать их смысла.
6. Убежден, что главная ценность – это свобода, дарованная Аллахом. Осознает, что «лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
7. Не преклоняет колени ни перед кем и никому не прислуживает. Служит только своему народу, отстаивает лишь свою веру.
8. Признает лишь имама, выбранного лично. Отвергает навязанного ему и зависимого от других хакимов. Не признает над собой никакого господства, кроме Бога.
9. Имеет высокие нравственные качества. Отличается благородством души и аристократизмом духа.
10. Стоит выше мелких склок, своих личных амбиций. Не приемлет конформизма и коллаборационизма, воздержан в своих желаниях и самокритичен.
11. Совершенствует свой ум, содержит в чистоте душу и тело, свободен от пагубных привычек. Признает культ разума, знаний и героики.
12. Признает своими единоверцами и единой нацией всех людей Книги, порвавших связи с официальной церковью, заключившей унию с безбожной властью.
13. Стремится к единству внутри своего народа, тюркского и исламского мира. Не признает в качестве единоверцев и соплеменников безбожников и идолопоклонников.
14. Создает крепкую и непорочную семью. Воспитывает свих детей в национальном духе.
15. Помогает нищим и обездоленным. Гуманен и великодушен.
16. Отстаивает принципы социальной справедливости. Выступает против любых форм насилия, угнетения и эксплуатации.
17. Проявляет упорство и несгибаемость в борьбе за правое дело. Не терпит лжи, цинизма и лицемерия. Кроток и снисходителен по отношению к единоверцам.
18. Патриот своей исторической родины, родной земли. Не покушается на чужую землю, чужое богатство ни из страха, ни из лучшей доли
19. Не допускает утверждений и деяний, порочащих и ущемляющих его самого, его семью, его народ, его Родину, его веру. Готов твердо и смело защищать эти Святые ценности.
20. Совершает лишь праведные дела, ест только чистую (халял) пищу.
21. Оберегает природный ландшафт, не допускает загрязнения экологической среды.
22. Сохраняет и возрождает татарскую топонимику в местах проживания.
23. Организует татарские общины (мехелле) по месту жительства.
24. Знает свою родословную не менее седьмого колена.
25. Регулярно посещает родных и близких, держит в чистоте и порядке могилы умерших.
Всем Татарам лижбы даром!)
Гость_MaLiShKa_* 29 ноя 2009
Вот одно замечтельное стихотворение, которое всегда читают на Сабантуях:
ТУГАН ТЕЛ
ГАБДУЛЛА ТУҚАЙ
И туган тел, и матур тел,
Әткәм-әнкәмнең теле.
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
Иң елек бу тел белән
Әнкәм бишектә көйләгән.
Аннары төннәр бүе
Әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! hәрвакытта
Ярдамең берлән синең
Кечкенәдән аңлашылган
Шатлыгым, кайгым минем.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:51
ТУГАН ТЕЛ
ГАБДУЛЛА ТУҚАЙ
И туган тел, и матур тел,
Әткәм-әнкәмнең теле.
Дөньяда күп нәрсә белдем
Син туган тел аркылы.
Иң елек бу тел белән
Әнкәм бишектә көйләгән.
Аннары төннәр бүе
Әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! hәрвакытта
Ярдамең берлән синең
Кечкенәдән аңлашылган
Шатлыгым, кайгым минем.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:51
Гость_MaLiShKa_* 29 ноя 2009
Традиционная татарская музыка.
Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации.
Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный склад близок ему.
В количественном отношении татары, после русских, в Российской Федерации занимают первое место. Их этническая территория - Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь; немало татар проживает в Казахстане, Средней Азии, Москве и Петербурге, Финляндии. В музыковедческой литературе татар иногда называют "северными мусульманами". Германские ученые Роберт Лах, Георг Шюнеман еще в 1916-17 гг. записывали и исследовали татарские народные песни, однако объектом всестороннего научного исследования они стали лишь в середине XX века.
Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа. Однако мелодика татарской песни, особенно протяжной, существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным средством динамизации интонационного его развития. Здесь естественна была бы параллель с орнаментикой мелодики композитора Ф.Шопена.
Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.
Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Его основу, если перейти на язык музыкальной науки, составляет песенный фольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной монодии. Эти, может быть, непривычные для непосвященных термины объясняются довольно просто. Фольклор - народное творчество, монодия - одноголосие, или сольное исполнение, ангеми-тоника (или более употребительное в отношении татарской музыки, хотя и не вполне точное, - пентатоника) представляет собой систему музыкальных звукорядов, не превышающих пяти звуков, на которых построены мелодии. Именно монодия и ангемитоника придают своеобразие татарской народной музыке.
Татарские народные напевы объединяет множество общих черт. Наряду с этим они различаются по характеру звучания, содержанию, происхождению из определенной местности, возникновению в среде мишарей, кряшен, казанских, астраханских, сибирских и других этнических групп татар.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:52
Национальная музыка татар - народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой - является неотъемлемой частью мировой цивилизации.
Татары - тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции и традиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарской музыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный склад близок ему.
В количественном отношении татары, после русских, в Российской Федерации занимают первое место. Их этническая территория - Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь; немало татар проживает в Казахстане, Средней Азии, Москве и Петербурге, Финляндии. В музыковедческой литературе татар иногда называют "северными мусульманами". Германские ученые Роберт Лах, Георг Шюнеман еще в 1916-17 гг. записывали и исследовали татарские народные песни, однако объектом всестороннего научного исследования они стали лишь в середине XX века.
Традиционная татарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучной системе - пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской, венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш, мордвы - то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены с историей татарского народа. Однако мелодика татарской песни, особенно протяжной, существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чем сближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колорит музыке, но является важным средством динамизации интонационного его развития. Здесь естественна была бы параллель с орнаментикой мелодики композитора Ф.Шопена.
Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровые типы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболее концентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленной здесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкального исполнительства. Но традиционная песня - не только памятник народной песни; она и сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.
Богатейшее музыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Его основу, если перейти на язык музыкальной науки, составляет песенный фольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной монодии. Эти, может быть, непривычные для непосвященных термины объясняются довольно просто. Фольклор - народное творчество, монодия - одноголосие, или сольное исполнение, ангеми-тоника (или более употребительное в отношении татарской музыки, хотя и не вполне точное, - пентатоника) представляет собой систему музыкальных звукорядов, не превышающих пяти звуков, на которых построены мелодии. Именно монодия и ангемитоника придают своеобразие татарской народной музыке.
Татарские народные напевы объединяет множество общих черт. Наряду с этим они различаются по характеру звучания, содержанию, происхождению из определенной местности, возникновению в среде мишарей, кряшен, казанских, астраханских, сибирских и других этнических групп татар.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:52
Snake
29 ноя 2009
О великое сообщество, подскажите пожалуйста как будет по татарски я тебя люблю, только русскими буквами) ну и на самом языке тож
вопрос в тему, чесна-чесна
Blacky
29 ноя 2009
Insanity
29 ноя 2009
давайте по теме)) говорят, что в мусульманских семьях есть обычай что ли... если парень дарит девушке серьги, то она "становится" его невестой. правда ли это или есть ли что-то на подобии еще?
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 18:05
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 18:05
Гость_MaLiShKa_* 29 ноя 2009
Insanity (29.11.2009, 19:37) писал:
говорят, что в мусульманских семьях есть обычай что ли... если парень дарит девушке серьги, то она "становится" его невестой. правда ли это или есть ли что-то на подобии еще?
У кого-нибудь есть стихи М.Джалиля?
Insanity
29 ноя 2009
Maxibon
29 ноя 2009
В моей крови течет татарская кровь) Я не чистый казах=). Жена татарка! Друг татарин есть=)
А вообще ХОРОШАЯ ТЕМА!
А вообще ХОРОШАЯ ТЕМА!
2Gar1n
30 ноя 2009
Предлагаю в этой теме разговаривать только на татарском языке!
Минь азиряк татрша билям! ВОть))))
Минь азиряк татрша билям! ВОть))))
Гость_MaLiShKa_* 30 ноя 2009
Стихотворение Мусы Джалиля памяти павшим на войне:
ПОМНИТЕ!
ЧЕРЕЗ ГОДА,
ЧЕРЕЗ ВЕКА
ПОМНИТЕ!
Жизнь твоя до конца отгремела -
Шёл ты в бой и в сражении убит,
Но у славы не будет предела,
В песнях имя твоё прозвенит!
За народ ты сражался в бою -
Он запомнит отвагу твою!
Пусть для недругов наших грозою
Станет имя твоё на войне,
Величальные песни герою
Выйдут девушки петь по весне.
Слёз не будет у нас на глазах,
Ведь они осквернили б твой прах.
Будешь в памяти нашей нетленно
Жить, покуда свободен народ.
Кровь твоя ворвалась в наши вены -
По земле твоя кровь не течёт.
Сообщение отредактировал domowoy: 30 ноября 2009 - 18:48
: тема закрыта, по причине:Такие темы ничего кроме разрозни и вражды у юсеров не вызывают.
ПОМНИТЕ!
ЧЕРЕЗ ГОДА,
ЧЕРЕЗ ВЕКА
ПОМНИТЕ!
Жизнь твоя до конца отгремела -
Шёл ты в бой и в сражении убит,
Но у славы не будет предела,
В песнях имя твоё прозвенит!
За народ ты сражался в бою -
Он запомнит отвагу твою!
Пусть для недругов наших грозою
Станет имя твоё на войне,
Величальные песни герою
Выйдут девушки петь по весне.
Слёз не будет у нас на глазах,
Ведь они осквернили б твой прах.
Будешь в памяти нашей нетленно
Жить, покуда свободен народ.
Кровь твоя ворвалась в наши вены -
По земле твоя кровь не течёт.
Сообщение отредактировал domowoy: 30 ноября 2009 - 18:48
: тема закрыта, по причине:Такие темы ничего кроме разрозни и вражды у юсеров не вызывают.
Гость_MaLiShKa_* 01 янв 2010
Концерт татарской песни, прошедший 12 декабря 2009 года в честь приближающегося Дня Независимости РК.
Фотоотчёт.
Фотоотчёт.
Гость_MaLiShKa_* 01 янв 2010
Гость_MaLiShKa_* 01 янв 2010
ДОМ НЕВЕСТЫ
Дом невесты - так и не иначе называли здание, что стоит н6а пересечении улиц Ульянова и Горького. Там в советское время располагалось финансовое ведомство, какие-то склады, но даже человеку непосвящённому было понятно, что такая красота и изысканность - большая редкость для любого города. Сохранившиеся изразцы, удивительные своды и таинственная аура здания в стиле модерн всегда были загадкой для тех, кто бывал здесь. Изящное здание среди блочных коробок советского образца выделялось своей исключительностью. На мемориальной табличке значилось: "Памятник архитектуры... охраняется государством", но оно ветшало из года в год и становилось проще, чтобы, видимо, не высовываться. Вокруг этого дома ходили легенды о загадочной невесте, красивой любви и её гибели. Рассказывали разные истории. "Молодой купец решил жениться на богатой невесте то ли из Москвы, то ли из Петербурга, и она повелела выстроить дом, не уступающий по красоте тому, в котором она выросла. Но едва дом в Петропавловске был выстроен, перед самой свадьбой невеста умерла. Другая легенда гласит о том, что невесту убили, едва она переступила порог дома жениха". Все варианты сводились к тому, что дом был выстроен для невесты молодого купца Янгузарова. И чем дальше время уносит тайну, тем красивее и изящнее становится легенда о "Доме невесты". Лет 7 назад она получила киноверсию в одной из молодёжных программ областного телевидения. Что ж, красивые легенды воспитывают красивые чувства, высокие идеалы.
Из краткой архивной информации и по воспоминаниям старожилов попытаемся восстановить историю "Дома невесты".
"В начале 19 век в Петропавловск стали прибывать крупные заводчики, фабриканты из России, чтобы развернуть здесь своё дело, - пишет Р.Г.Давлеткильдеева, - они строили свои предприятия, жилые дома, магазины, мечети..."
Среди тех, кто внёс большой вклад в развитие Петропавловска, она называет и Валита Янгузарова, переселенца из Симбирска. Он построил салотопный завод, занимался сбором кожживсырья, которое сбывал в России, откуда завозил мануфактуру, одежду.
У него были сын Халит и дочь. В 1882 году Янгузаровы построили мечеть, школу-медресе и красивый двухэтажный жилой дом. Как и все богатые люди, Янгузаровы занималисьт благотворительностью, школа, где преподавали учителя, приглашённые из Татарстана, была доступна для детей разного уровня достатка.
13 октября 1906 года Омская газета "Иртыш" писала: "В ночь с 5 на 6 октября в Петропавловске произошло страшное событие: зарезана богатая купчиха Янгузарова и её восемнадцатилетняя дочь в собственном доме на Думской улице. Когда в доме по случаю наступившего поста Уразы никто не спал, все видели в средней комнате, за чайным столом и пили чай, как вдруг врывается русский оборванец с наганом в руках и бросается на хозяйку дома. Дочь и хозяйка вступили со злоумышленником в борьбу, услышав это, из соседней комнаты на помощь бросился сын, но был заперт. Хозяина в доме не было, а работники были арестованы соучастниками нападения, которые стреляли в стены из револьвера. Утром нашли хозяйку и её дочь зарезанными. В доме всё перекрыто, похищены бумаги, в том числе купчая крепость. Недовольство мусульман было выражено в письме за подписью татар. 7 октября в город прибыл начальник из Омска".
"В 1908 году Валит Янгузаров, купец 1 гильдии, умер и был захоронен на старом мусульманском кладбище (за городским парком), - так пишет краевед Р.И.Тынчаров, - его единственный сын Халит родственниками матери был отправлен в Москву в торговую школу. Там он женился на очень красивой богатой русской женщине. По заказу невесты из Москвы в Петропавловск приехал подрядчик, и началось строительство нового дома (на месте старого). Архитектурный замысел поражал всех, здание было выстроено в стиле модерн, а также надворные постройки (винные погреба, конюшни, склады). К 1914 году ансамбль был готов. Халит вместе с женой поселился в этом доме, у них родился сын. В 1917 году он с семьёй уехал в Ташкент, где и умер, там живут и теперь два его сына".
Здание и весь комплекс с мечетью были национализированы Советской властью. Мечеть превратилась в спортзал. Красивый дом облез и пришёл в запустение.
И лишь в начале 90-х годов прошлого века была восстановлена мечеть, а дом невесты продолжает гибнуть. В период приватизации госсобственности попытка группы татарской интеллигенции вернуть "Дом невесты" татарской общине не принесла результата. Так памятник архитектуры и красивая легенда уходят от нас.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:11
Дом невесты - так и не иначе называли здание, что стоит н6а пересечении улиц Ульянова и Горького. Там в советское время располагалось финансовое ведомство, какие-то склады, но даже человеку непосвящённому было понятно, что такая красота и изысканность - большая редкость для любого города. Сохранившиеся изразцы, удивительные своды и таинственная аура здания в стиле модерн всегда были загадкой для тех, кто бывал здесь. Изящное здание среди блочных коробок советского образца выделялось своей исключительностью. На мемориальной табличке значилось: "Памятник архитектуры... охраняется государством", но оно ветшало из года в год и становилось проще, чтобы, видимо, не высовываться. Вокруг этого дома ходили легенды о загадочной невесте, красивой любви и её гибели. Рассказывали разные истории. "Молодой купец решил жениться на богатой невесте то ли из Москвы, то ли из Петербурга, и она повелела выстроить дом, не уступающий по красоте тому, в котором она выросла. Но едва дом в Петропавловске был выстроен, перед самой свадьбой невеста умерла. Другая легенда гласит о том, что невесту убили, едва она переступила порог дома жениха". Все варианты сводились к тому, что дом был выстроен для невесты молодого купца Янгузарова. И чем дальше время уносит тайну, тем красивее и изящнее становится легенда о "Доме невесты". Лет 7 назад она получила киноверсию в одной из молодёжных программ областного телевидения. Что ж, красивые легенды воспитывают красивые чувства, высокие идеалы.
Из краткой архивной информации и по воспоминаниям старожилов попытаемся восстановить историю "Дома невесты".
"В начале 19 век в Петропавловск стали прибывать крупные заводчики, фабриканты из России, чтобы развернуть здесь своё дело, - пишет Р.Г.Давлеткильдеева, - они строили свои предприятия, жилые дома, магазины, мечети..."
Среди тех, кто внёс большой вклад в развитие Петропавловска, она называет и Валита Янгузарова, переселенца из Симбирска. Он построил салотопный завод, занимался сбором кожживсырья, которое сбывал в России, откуда завозил мануфактуру, одежду.
У него были сын Халит и дочь. В 1882 году Янгузаровы построили мечеть, школу-медресе и красивый двухэтажный жилой дом. Как и все богатые люди, Янгузаровы занималисьт благотворительностью, школа, где преподавали учителя, приглашённые из Татарстана, была доступна для детей разного уровня достатка.
13 октября 1906 года Омская газета "Иртыш" писала: "В ночь с 5 на 6 октября в Петропавловске произошло страшное событие: зарезана богатая купчиха Янгузарова и её восемнадцатилетняя дочь в собственном доме на Думской улице. Когда в доме по случаю наступившего поста Уразы никто не спал, все видели в средней комнате, за чайным столом и пили чай, как вдруг врывается русский оборванец с наганом в руках и бросается на хозяйку дома. Дочь и хозяйка вступили со злоумышленником в борьбу, услышав это, из соседней комнаты на помощь бросился сын, но был заперт. Хозяина в доме не было, а работники были арестованы соучастниками нападения, которые стреляли в стены из револьвера. Утром нашли хозяйку и её дочь зарезанными. В доме всё перекрыто, похищены бумаги, в том числе купчая крепость. Недовольство мусульман было выражено в письме за подписью татар. 7 октября в город прибыл начальник из Омска".
"В 1908 году Валит Янгузаров, купец 1 гильдии, умер и был захоронен на старом мусульманском кладбище (за городским парком), - так пишет краевед Р.И.Тынчаров, - его единственный сын Халит родственниками матери был отправлен в Москву в торговую школу. Там он женился на очень красивой богатой русской женщине. По заказу невесты из Москвы в Петропавловск приехал подрядчик, и началось строительство нового дома (на месте старого). Архитектурный замысел поражал всех, здание было выстроено в стиле модерн, а также надворные постройки (винные погреба, конюшни, склады). К 1914 году ансамбль был готов. Халит вместе с женой поселился в этом доме, у них родился сын. В 1917 году он с семьёй уехал в Ташкент, где и умер, там живут и теперь два его сына".
Здание и весь комплекс с мечетью были национализированы Советской властью. Мечеть превратилась в спортзал. Красивый дом облез и пришёл в запустение.
И лишь в начале 90-х годов прошлого века была восстановлена мечеть, а дом невесты продолжает гибнуть. В период приватизации госсобственности попытка группы татарской интеллигенции вернуть "Дом невесты" татарской общине не принесла результата. Так памятник архитектуры и красивая легенда уходят от нас.
Сообщение отредактировал MaLiShKa: 01 января 2010 - 21:11
Гость_MaLiShKa_* 01 янв 2010
Татарские пословицы и поговорки
1.А орехи-то, оказывается, на липе растут.
2.Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь.
3.Алмаз режется алмазом, вора ловит вор.
4.Бежал от дыма, да попал в огонь.
5.Без ветра листья не колышутся.
6.Без детей - горе, и с детьми - горе.
7.Без недостатка свадьбы не бывает.
8.Без пчелиных укусов меда не бывает.
9.Без труда и зайца не поймаешь.
10.Близкая солома лучше далекого ячменя.
11.Болезнь входит пудами, а выходит драхманами.
12.Борода есть и у козла, усы есть и у кошки.
13.Была бы голова, а шапка найдется.
14.Было бы ведро, а крышка найдется.
15.В доме, где много девушек, воды нет.
16.В лес дров не носят.
17.В семье не без урода.
18.В том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце.
1.А орехи-то, оказывается, на липе растут.
2.Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь.
3.Алмаз режется алмазом, вора ловит вор.
4.Бежал от дыма, да попал в огонь.
5.Без ветра листья не колышутся.
6.Без детей - горе, и с детьми - горе.
7.Без недостатка свадьбы не бывает.
8.Без пчелиных укусов меда не бывает.
9.Без труда и зайца не поймаешь.
10.Близкая солома лучше далекого ячменя.
11.Болезнь входит пудами, а выходит драхманами.
12.Борода есть и у козла, усы есть и у кошки.
13.Была бы голова, а шапка найдется.
14.Было бы ведро, а крышка найдется.
15.В доме, где много девушек, воды нет.
16.В лес дров не носят.
17.В семье не без урода.
18.В том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце.


