Отправлено 22 Январь 2010 - 23:20
Братья Хьюз: «Дензел был для нас «играющим тренером»
« ... Каждый раз, когда ты видишь этого человека - Илая, идущего своим путем, практически монаха во многих отношениях, ты понимаешь, что им движет некая важная цель. Да, ему приходится убивать других на пути к этой цели, но только потому, что он оказывается загнан в угол людьми, встающими на его пути »
Братья Хьюз в последний раз работали вместе в 2001 году над экранизацией графической новеллы Алана Мура «Из Ада». Теперь на широкие экраны выходит их новая общая картина — пост-апокалиптический экшн «Книга Илая» с Дензелом Вашингтоном и Гари Олдманом в главных ролях.
Как идея оформилась в фильм? С чего все началось для вас?
Алан: Уорнер и Silver Picture купили сценарий, к которому никто в общем-то не проявлял интереса. Я так понимаю, что какое-то время он циркулировал вокруг, но до Уорнеров никого не интересовал. Нам дали его почитать, чтобы узнать мнение. Где-то на сороковой странице, читая о Карнеги, мы вдруг поняли, что тут интереснейший конфликт: абсолютно противоположный взгляд на Библию двух героев. Один видит в ней спасение, а другой — возможность контроля. И этот конфликт нас заинтересовал. При всей возможной зрелищности, в сценарии есть глубокий смысл. Мы подумали, что это может быть не просто попкорн кино, а фильм, который вызовет определенную реакцию.
В определении хорошего и плохого?
Алан: Несомненно. Каждый раз, когда ты видишь этого человека — Илая, идущего своим путем, практически монаха во многих отношениях, ты понимаешь, что им движет некая важная цель. Да, ему приходится убивать других на пути к этой цели, но только потому, что он оказывается загнан в угол людьми, встающими на его пути. Он старается избежать конфликтов, но не всегда ему это удается. Его собственная вера не связана с Книгой, которую он несет с собой. А Карнеги, с другой стороны, зная о Книге и ее власти над людскими умами, одержим другим желанием: используя веру людей, контролировать их и построить новое общество, которое можно держать в повиновении. Мы не пытаемся внушить зрителю, что Илай – хороший, а Карнеги — плохой. Каждый сделает свой вывод, но для нас было важно показать конфликт таким, как он есть.
Ты думаешь, Библия будет той книгой, которую стоит сохранить в ситуации, когда человечество на грани исчезновения?
Алан: Нет, я думаю, если ты пытаешься сопоставить реальность и логику абсолютно мифической истории, то все барьеры рушатся... Почему «Звездные Войны» так популярны? Потому, что люди верят, что мы скоро выйдем в космос и начнем общаться с братьями по разуму? Или «Властелин колец» популярен и любим потому, что Питер Джексон всех убедил в том, что зло можно уничтожить выбросив волшебное кольцо в вулкан?
Альберт: Нет, не обязательно. Но я понимаю о чем ты спрашиваешь. И не потому, что мы не верим в силу Библии и ее необходимость для духовности человечества. Дело тут вообще не в Библии. Зрителю следует смотреть на это как на некий МакГаффин (термин для обозначения предмета, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения, чаще всего в приключенческих историях. Неважно что это такое, главное, что все это хотят — Н.Х.). неважно, что в «чемонданчике» (имея в виду Тарантино «Криминальное чтиво»), там может быть все, что душе угодно, главное – цена, которую за это предлагают, события, которые разворачиваются вокруг этого. Так что я не знаю ответа на этот вопрос. А ты, Алан?
Алан: Если бы я упаковывал чемоданчик перед катастрофой, то сохранил бы, наверное, мои любимые документальные фильмы...
Альберт: (смеясь) и ждал бы, когда опять построят электростанции (хохот)
Алан: Да ладно вам. Я тоже не знаю ответ на этот вопрос. Но вряд ли мне пришло бы в голову метаться по дому в поисках Библии, чтобы сохранить ее для грядущих поколений или почитать на досуге.
Какие фильмы произвели на вас наибольшее впечатление и повлияли на ваш стилистический выбор, когда вы исследовали материал?
Альберт: Но если мы начнем говорить об этом, то твои читатели снесут тебе голову за спойлер, как Илай снес голову тому мужику в баре.
Алан: Одна эта сцена сразу вызовет определенную ассоциацию у киноманов, знающих историю кино. Мы сняли ее обычной скоростью, не замедляя, поэтому даже заметить этот момент сложно. Я помню, что на одном из просмотров кто-то спросил соседа: «Это голова там пролетела или мне показалось?» То есть это был наш стилистический выбор, показать насилие во всем его реализме и жестокости, в реальном времени, не выделяя деталей замедлением. Но внимательный или опытный зритель сразу заметит особенность Илая...
Не думаете вы, что Дензел Вашингтон оказался слишком скрупулезным в детализировании поведения Илая? Или это было частью вашего плана?
Альберт: Не думаю, честное слово. Я внимательно следил за его работой, как ты догадываешься, и Алан тоже. Дензел был очень аккуратен в деталях, но не переусердствовал, по-моему. Дензел прекрасно понимает необходимость своего рода игры со зрителем, особенно, если в истории есть неожиданный поворот.
Алан: Я могу только надеяться на то, что зритель будет увлечен историей настолько, что открытие для него будет неожиданностью и заставит иначе взглянуть на Илая, вспоминая предыдущие сцены и, может быть, даже посмотреть фильм второй раз только для этого. (Насмешливо) Не все ведь такие глазастые как журналисты и кинокритики. А кино мы снимаем для зрителя, а не для критиков с опытным глазом. Я слышал, что некоторые из вас даже неровности монтажа навострились замечать... (смеется)
Вы не увлекались в этот раз натурализмом насилия, как в «Угрозе обществу». Это было необходимостью для изменения рейтинга киноассоциации?
Альберт: Нет, что ты! Мы сразу знали, что будет R (restricted). Ты знаешь, нам по 37 лет сейчас, а когда мы делали «Угрозу обществу», мы были мальчишками совсем, едва за двадцать. Кровь — круто! Замедленная съемка, стрельба и всякое такое. Даже, несмотря на то, что я сожалею о некоторых стилистических решениях, которые мы принимали тогда, но главное, почему этот фильм сработал это то, что все там выглядело очень реально, как оно и есть в жизни. Мы с Аланом вынесли два важных решения из прошлого опыта. Первое: это должно быть снято в реальном времени. И второе — желательно одним дублем. Та сцена в баре, о которой я уже упоминал, была снята одним дублем. Для нас важно было оставаться в тех рамках, которые мы для себя установили с самого начала с «Книгой Илая». Это не только попкорп-экшн фильм, это еще и носитель некоей важной для нас мысли. Мы очень скрупулёзно отбирали материал в финале, чтобы сохранить внутренний смысл картины. Когда мы начинали все это, я сразу сказал, что это должно быть сделано в классическом стиле, никаких экспериментов. В фильме есть главная мысль, которую мы здесь обсуждать не будем, каждый найдет ее самостоятельно. Но я думаю, что мы удержались именно в рамках классического жанра, когда сюжет завязан на желании обладать неким предметом. В нашем случае это — Книга. Мы подошли к проведению основной мысли картины очень ответственно, как я надеюсь, ведь, когда речь идет о вере, какой бы то ни было, мы, как рассказчики, несем ответственность за выбранную позицию.
Алан: Если люди увидят в фильме нечто большее, чем мы планировали, то это значит лишь, что мы затронули нечто важное для них. Мы понимаем, что Библия для многих людей — священная книга, ценность которой невозможно измерить. Поэтому в нашу задачу входила та ответственность, о которой упомнял Алберт, перед зрителями за аккуратное использование этого предмета как Макгаффина. Это так же как «Властелин Колец»... это миф, придуманная реальность, через которую мы пытаемся понять нас самих.
Может быть ты все-таки объяснишь это чуть проще, я хочу сравнить ваш фильм с фильмом «Дорога», где мальчик постоянно спрашивает отца «А мы с тобой все еще хорошие люди?» То есть в мире насилия, что такое хорошо и что такое плохо?
Альберт: Это все неуловимо, знаешь, Если мы возьмем Илая или того парня из «Дороги» и поместим в наше сегодняшнее общество, возможно они будут выглядеть «плохими парнями» или, наоборот, будут теми личностями, какие они внутри, соответственно их характерам. То есть, тут все заложено в сравнении. В мире, где царит жестокость и идет борьба за выживание, Илай на своем месте, и он выполняя задание, старается выжить. Может быть никто из нас сейчас и здесь не захотел бы иметь дела с таким целенаправленным парнем. Но, помни о том, что мы — люди — придумали, ввели в обиход вежливость и любезность. Это — человеком придуманная концепция. Встреться мы с вами три тысячи лет назад, мы бы, возможно, старались раскроить друг другу головы, чтобы добраться до еды или завладеть чем-то, что есть у вас, и нет у нас.
Как вы воспринимали Дензела на площадке со всем его опытом и влиянием. Он ведь — фигура в бизнесе весьма значительная.
Алан: Дензел был для нас «играющим тренером», как мы его называли. Как Майкл Джордан в его команде. Он блестящий игрок, и в то же время знает как руководить командой. Так же и Дензел. Он знает, как улучшить сценарий, как работать с актерами... практически все, что происходит в процессе съемки ему хорошо известно и, главное, он знает, что нужно делать для наилучшего результата нашей общей работы. Получить такого актера в картину — это половина успеха гарантирована.
Альберт: Или, в любом случае, дополнительный опыт и потрясающе классное время, проведенное рядом с таким человеком. У него невероятно высокий интеллект. Я бы сказал, зашкаливающе высокий. У него многому можно научиться и, поверь, его уроки не пропадут даром в нагем случае.