Золотые наши
Сколько бы новых Магдален не родила немецкая земля, сколько бы новых Хелен не произвела на свет Швеция и сколько бы новых Лив-Грет не появилось в Норвегии, Россия все равно может гордиться: у нас - сильнейшая в мире женская команда, и это дорогого стоит.
Эстафета в биатлонной программе имеет особый статус, поскольку именно она, по сути, отражает положение дел в стране в этом виде спорта. Самородок можно отыскать где угодно. Иногда это действительно драгоценный камень, как Нойнер, а другой раз он на поверку оказывается всего лишь яркой бижутерией, как Йонссон. При этом, далеко не каждая страна способна собрать действительно боеспособную четверку. Тем более такую, которая будет доминировать на мировой арене на протяжении двух олимпийских циклов подряд.
Третьи
За день до гонки вопрос стоял так: мы или немки. А потому известие о том, что Нойнер взяла самоотвод, прозвучало как гром среди ясного неба. После масс-старта Нойнер утверждала, что мечтает сделать золотой хет-трик, но несколько часов спустя на своем чествовании в Немецком доме двукратная чемпионка Ванкувера-2010 объявила, что хочет дать шанс завоевать медали своим подругам по команде и от участия в эстафете добровольно отказывается. Оставалось только добавить: в пользу бедных.
Поступок Нойнер был истолкован по-разному, однако мало кто поверил, что спортсменка, находящаяся в блестящей форме, вот так непринужденно лишила себя возможности стать ни много ни мало - главной героиней всей Олимпиады. К примеру, наставник сборной России Владимир Барнашов предположил, что немецкие тренеры могли сознательно отказаться от услуг Нойнер, которая на этапах Кубка мира в эстафете несколько раз сильно подвела команду. Если так, то компетентность Уве Мюссиганга и Ко можно поставить под сомнение: в нынешнем психологическом состоянии Нойнер таких оплошностей себе бы точно не позволила и, даже если бы бежала штрафной круг, вряд ли прошла бы свой этап хуже, чем Мартина Бек. Есть и другая версия. Предполагается, что инициатива исходила не от тренеров и не от самой Нойнер, а от других участниц команды: мол, хватит с тебя, дай и другим выиграть. Косвенно этот вариант подтверждается и поведением Нойнер за час до старта. Как всегда находясь в приподнятом настроении, она, тем не менее, бросила в камеру немецкой телекомпании едкую фразу: «Посмотрим, как они без меня справятся!»
А они не справились. Несмотря на бронзу, эстафету немецкая сборная провалила, причем фортуна, не увидев в рядах женской бундестим милашки Нойнер, брезгливо отвернулась от команды Мюссиганга. Претензий не может быть разве что к Кати Вильхельм, которая к собственному удивлению оказалась в роли «забойщицы» (еще один минус Мюссигангу). Хаусвальд во второй раз на этих Играх провалила финиш (в первый раз это стоило ей серебра масс-старта), да еще и умудрилась насолить Андреа Хенкель.
- Перед стартом Хаусвальд зачем-то утащила мои палки, мне пришлось быстрее бежать за ними, в общем, все сразу пошло наперекосяк, - рассказала Хенкель. - А на дистанции я в какой-то момент просто заблудилась. На помощь мне пришли русские тренеры, они подсказали, куда бежать.
Но хуже всего пришлось Бек. Символично, что именно на этапе, который вполне мог достаться Нойнер, Ольга Медведцева, по сути, выиграла у немок эту эстафету. Позволила бы Нойнер россиянке уйти в отрыв? Вопрос теперь уже из разряда альтернативной истории. А на пресс-конференции Бек оказалась единственной, кому не хватило стула — на нем уселась переводчица. Постояв несколько минут, миниатюрная Бек, в те минуты напоминавшая маленького котенка с огромными грустными глазами, рванула из зала прочь. Прочь от сравнений с Нойнер.
Вторые
Зато в очередной раз "зажгла" сборная Франции. Впрочем, этому уже никто в Уистлере не удивляется. Как резонно заметил сразу после окончания эстафеты Михаил Прохоров, именно французы за последние два года добились самого большого прогресса, а к Играм-2010 подошли просто в феноменальной форме. Даже два штрафных круга Мари Дорен не помешали француженкам удержаться в группе лидеров, а Сандрин Байи, лидер команды, неожиданно оказавшаяся в Канаде в тени менее известных соотечественниц, в блестящем стиле выиграла у потерявшейся в прямом и переносном смыслах Хенкель финишный спурт.
Французы умеют не только выигрывать, но и отмечать. Бутылки с вином и шампанским они откупорили прямо в зоне для общения с прессой, после чего устроили веселую кучу-малу. «Трехцветные» лидируют по количеству завоеванных в биатлоне медалей (у них шесть наград), а ведь впереди еще мужская эстафета. Что тут скажешь — Viva la France!
Отдельного упоминания заслуживает сборная Украины, которая не только долгое время сохраняла интригу в борьбе за третье место, но еще и порадовала шикарной шуткой журналиста из Незалэжной: «Сегодня ж день рождения Ющенко, должны ж брать медаль!»
Первые
Но и немки, и француженки, и украинки довольствовались в этой гонке ролями пусть и яркими, но все-таки второго плана. Потому что на первом всю гонку были наши.
Нет, сложилась она, конечно, для российских биатлонисток не так просто. Было чуточку не по себе, когда Светлана Слепцова на финише своего этапа уступила Мари Лор Брюне. Было страшновато, когда Анна Богалий-Титовец гналась за Хаусвальд и Сильви Бекар. Екнуло сердце, когда дважды промахнулась на «стойке» Ольга Зайцева. Но ни на секунду не покидала уверенность: «Они сделают это!»
Каждая спортсменка внесла в победу свой вклад.
Слепцова — трудилась. «Впервые на этой Олимпиаде она вышла не побеждать, а работать», - скажет потом Барнашов. Справиться с волнением Слепцова так окончательно и не смогла — утром, по собственным словам, не могла кружку в руках удержать. На заключительном отрезке дистанции у нее сбилось дыхание (об этом тренерам сообщили по рации), и на финише ее на доли секунд опередила Брюне. Трассу она покидала, тяжело отталкиваясь палками от земли. Но свою задачу Слепцова, тем не менее, выполнила: прибежала одной из первых, чисто отстреляла. «От страха, наверное!» - смеялись потом тренеры.
Богалий-Титовец — оправдывала доверие. «Мы отдали предпочтение Ане Богалий потому, что были уверены: она точно не подведет!» - объяснит выбор не в пользу Анны Булыгиной Барнашов. Богалий и не подвела: совершив промах на "лежке", она на втором круге сумела ликвидировать отставание и в очередной раз доказала, что русская женщина даже после долгой паузы не только коня на скаку остановит, но еще и быстро бежит по лыжне.
Медведцева — выигрывала. Именно она создала тот задел, после которого у всех появилась уверенность в нашей победе. «Именно за этим я и возвращалась в спорт, - скажет теперь уже двукратная олимпийская чемпионка. - И пусть эмоции уже не те, что были восемь лет назад в Солт-Лейке, я все равно рада. Теперь не стыдно возвращаться домой». «Опыт двух наших Оль неоценим, - считает Барнашов. - В нужный момент они всегда знают, что делать».
Зайцева — добивала соперниц. Издевательски заставив их на секунду поверить в реальность — нет, не победы, хотя бы борьбы за нее, чтобы затем в гордом одиночестве умчаться с огневого рубежа, оставляя Хенкель разбираться с мишенями и кошками, скребущими на душе. Российский триколор Зайцевой на финише не дали. Здесь флаги никому не дают, даже приезжающей с огромным отрывом Нойнер. Видимо, это какое-то заранее оговоренное правило, чтобы не задевать чувства других наций. Но мы и без флага поняли, что равных в этой гонке российским спортсменкам не было.
Мы
И пара слов — о нас. Мы — это все, кто собрался на стадионе в Уистлере. Так много россиян и бело-сине-красных флагов видеть на биатлоне пока не приходилось.
«Я была даже немного ошарашена: возникло ощущение, что на трибуне сидят одни наши!» - поделилась впечатлениями Слепцова. Та самая Слепцова, которую после необдуманных, на негативных эмоциях брошенных слов начали изливать свою злость некоторые псевдоболельщики. И которую в День победы, каждые четыре года в биатлоне отмечаемый не 9 мая, а 23 февраля, яростно поддерживали более двух с половиной тысяч голосов.
«Света, Света!» «Аня! Аня!» «Оля! Оля!» и снова «Оля! Оля!» - эти русские имена гремели так, что эхо их еще долго будет звучать в уистлеровских горах. Так за Россию на этой Олимпиаде еще не болели.
Кто-то болел, а кто-то - признал. Знаменитый немецкий биатлонист Свен Фишер, стоявший во время гонки рядом со мной, после второй стрельбы Зайцевой улыбнулся и по-русски произнес: "Молодцы!" А немецкий коллега, повидавший, наверное, Олимпиад десять, прокряхтел: "Русские выиграли заслуженно".
Так радуйте же нас дальше, золотые вы наши!