Отправлено 28 Ноябрь 2009 - 20:13
Исторические сведения о времени и характере появления татар в городе Петропавловске
• Первым татарским поселением в Северном Казахстане считается Мамлютка (1786 год). VI ревизия 1792 года зарегистрировала деревню Мамлютово (176 душ), основанную переселенцем из Казанской губернии Мавлютом Валгузиным.
• В Петропавловске татары появились в XVIII веке. Строить торговый центр Сибири приезжали купцы, заводчики, просветители, религиозные деятели Казани, Троицка, Оренбурга.
Информация о жизни татарской общины до 1917 года
• Сибирский торгово-промышленный календарь на 1900 год отмечает, что в Петропавловске, где жителей обоего пола около 20 000 человек, татарское население составляет более 6 000 человек. В городе существует 6 церквей, 7 мечетей, отличающихся красивой архитектурой своих стройных минаретов, 7 татарских школ (медресе) при мечетях; работает 117 заводов, фабрик. Есть татарский театр, татарская школа. Татары известны в городе как купцы, просветители, занимающиеся благотворительностью.
Сведения о национально-культурной жизни татар на современном этапе
• На данный период в области проживает 16 472 татарина. Около 10 000 – в Петропавловске.
• В 1989 году состоялись учредительная конференция татарской общины и первый национальный праздник "Сабантуй". Областной татарско-башкирский центр "Дуслык" официально зарегистрирован в 1990 году, почетный президент – Р.Г.Давлетгильдеева, председатель правления – Р.Г.Бикмухаметова, журналист. В Мамлютке и в Бишкуле работают филиалы НКЦ. В Петропавловске при школе национального возрождения имеется татарский класс (изучение языка, литературы, искусства, традиций). Татарский язык как родной изучается в Мамлютской средней школе, в школе №21 и №17.
Историко-культурные памятники, связанные с татарами
• Историко-культурные памятники Петропавловска – мечеть и медресе Халита Янгузарова, XIX век, "Дом невесты" – архитектурный памятник, XIX век, мечеть "Дин Мухаммад", XIX век, торговый центр купца Ганшина (ныне главпочтамт), аптека Шамсутдинова К., мельница Муратова, магазины купцов Шафеевых, Шарифбаевых, одна из улиц Петропавловска носит имя Карима Сутюшева, ему установлен памятник.
Петропавловск растет, становится многонациональным городом. Активное переселение татар началось в начале XIX века. В это же время появились первые промышленники: кожевенный завод Баязитова, мукомольни Муратовых, представителями купечества были Акчурины, Тюменевы, Шамсутдиновы.
Из записей Медико-статистического и санитарного очерка г. Петропавловска Акмолинской области (годичный отчет за 1886 год), городской врач Ц.А.Белиловский отмечает:
"Татары имеют специфический запах муксуса и розового масла. В доме вас встретит старуха или мужчина. Костюм своеобразен у татарки: старухи носят громадные повязки из шалей. Эти повязки укрепляются еще широкой шелковой лентой "тастарь", идущей от одной стороны повязки через висок и подбородок, к другому виску. "Тастарь" должна закрывать шею, которую старухам обнажать нельзя. Молодые же татарки носят бархатный или шелковый колпак (калфак), свешивающийся набок, та часть колпака, которая обхватывает лоб, разукрашена или золотыми или серебряными нитками, бисером, жемчугом. На шее висит много жемчуга – "маржань-энже".
Шелковое или шерстяное платье, голубое или пестрое, пошито гладко и просто, с широкими рукавами. Поверх платья надевается шелковый пестрый камзол без рукавов, который сзади и спереди украшен золотыми и серебряными застежками "абтырма" величиной с серебряный рубль, со своеобразной резьбой в восточном стиле. Почти на всех пальцах по нескольку золотых колец.
Обувью им летом служат мягкие ичиги, вышитые разноцветными нитками, оттого татары знают о мозолях только по слухам. У многих татарок ресницы и брови подведены, а лица слегка набелены и нарумянены. Зимою они надевают "гречанки" – беличьи шубки или "тонь" – лисьи шубки, опушенные бобром.
На мужчине вы видите простые короткие панталоны, обхватывающие поясницу очкуром, панталоны часто делаются из выделанной кожи или из выделанного меха шерстью внутрь. Вверху панталоны широки, внизу почти в обхват ноги. Рубаха с широкими длинными рукавами, поверх рубахи наискось застегивающийся "бишмет" со свободными короткими по локоть рукавами. Застежки "абтырма" сделаны из топаза, выдавленного серебра или золота. На ногах ичиги.
В комнатах чистота. У одной стены кровать с балдахином, на котором подушки нагромождены до потолка. У стены татарские сундуки, образуя целую пирамидку. Между сундуками простланы коврики. Сундуки окованы белой жестью с разными украшениями. В углу стеклянная этажерка, полная фаянсовой дорогой посуды, мисок и чашек, расположенных на блюдцах, розетки, золотые вещи и т.д. На стенах виды Иерусалима и Константинополя, молитвы и изречения из Корана. Стены и потолок отштукатурены и выкрашены масляной краской, или же обшиваются просто тесом. Диван часто стоит под балдахином, образующимся из сплетения ветвей воскового дерева. В комнатах цветов много. Окна, полы, стены моются и чистятся ежедневно. Посреди комнаты на ковре стоит круглый приземистый стол на очень коротких (1/4 аршина вышины) ножках. Для русских гостей имеется обыкновенный стол. Стол накрыт скатертью и уставлен множеством блюд различных сладостей: чакчаки (муки и меда), пирожки с малиной, хворост, мармелад, урюк, конфеты, фисташки, фрукты, варенье. Сидят по-восточному, и гость должен отведать от каждого блюда. Запивают чаем ил кумысом, а для русских ставят вино и пиво. Пища у татар: пельмени из бараньего мяса, плов, манты, казы, махань, жареная баранина и птица. Муж в семье – голова. Женятся рано (ж. – в 16-18 лет, м. – в 20-25).
Татары народ торговый. Мальчиков грамоте обучают муллы. У них в услужении русские няни и горничные".
Со строительства Горькой линии появились татарские деревни: Становое, Мамлютка, Покровка. К концу XIX века основными типами жилищ были бревенчатые дома. С внешней стороны дома татар украшались орнаментами, расположенными на наличниках окон, карнизах и значительно реже – на воротах. Занимались земледелием, скотоводством, пчеловодством, продолжали сапожное дело. По первой всеобщей переписи населения 1897 года можно узнать, что среди татар в Петропавловске проживали и потомственные дворяне, и чиновники, и войсковые казаки, но больший процент составляли купцы и мещане, а всего из 19 688 человек было 6 129 татар.
В истории Петропавловска большую роль сыграли многие татары:
Аминбай Мустаев из Оренбурга. Построил мечеть, школу по улице Первомайской и жилые дома, склады.
Для работы в школе пригласил учителей из Татарии: Мирсалимова Шарифа, Айдагулову Нагиму, Ситдыкова Ибрагима, Хасанова Хабибурахмана.
Надо сказать, что все татарские купцы, их дети участвовали в строительстве Народного дома, дома Романовых, кинотеатра "Мир", благоустройстве Вознесенского проспекта, улиц Куйбышева, Торговой (Интернациональной), Пушкина, отдельных корпусов 1-больницы за горсадом. Они же – организаторы красочных народных праздников, ежегодных ярмарок в Петропавловске, Атбасаре, Имантаве, Тобольске, где люди общались, обменивались не только товарами, но и музыкой, устным творчеством. Состязались в разных играх. С собой возили музыкантов (гармонист – Газиз Давлеткильдеев, скрипач Шакир Аитов).
Вагапов Хафиз Мухамедгалиевич – сын рабочего. Окончил землеустроительный техникум. Начав землемером, вырос до руководителя облуправления землеустройства. Участник, инвалид войны. Награжден орденом Отечественной войны и медалями за боевые заслуги.
Дочь – Диляра Хафизовна – профессор С-К университета.
Давлеткильдеев Газиз Касымович – сортировщик кожевенного завода купца Турсапова. Как многодетный музыкант-самоучка, был включен в члены Рабис в 1920-40 годы в составе Каз-татклуба, затем подрабатывал, обслуживая частные вечера, свадьбы и т.д.
Сыновья: Гани – 42 года проработал бондарем на мясокомбинате; Мужиб – 38 лет колодочником на монетном дворе, Анвар – 43 года бухгалтером в облуправлении землеустройства.
Дочь Рашида 45 лет проработала в школе, имеет звание "Заслуженный учитель республики", почетный гражданин города. 20 лет на общественной работе, член президиума облсовета ВВТ.
Есть люди, несущие свет своей эпохи, и даже закончив жизненный путь, они способны продлить самые лучшие мгновения времени и сохранить имена своих современников.
Рашида Газизовна Давлеткильдеева – заслуженный учитель Казахстана, почетный гражданин г. Петропавловска – была символом педагогической школы XX столетия. Тихая и требовательная, интеллигентная и всегда востребованная, она осталась таковой до последних своих дней. Она учила детей, писала статьи, много занималась общественной работой и еще… она собирала и хранила историю. Сотни экспонатов областного историко-краеведческого, школьного и других музеев – это личный дар Рашиды Газизовны.
Недавно в татаро-башкирский центр "Дуслык", который был создан при ее участии, передали оставшицся личный архив Р,Г,Давлеткильдеевой. Самое поразительное и бесценное в нем – это фотографии XIX и начала XX века. Прекрасно выполненные и не утратившие своего качества, они возвращаютнам имена, лица и характеры тех, кто строил наш город, делал его культурным и мощным торговым центром на перекрестке Казахстана и Сибири.