Отцы и дети: Перико и Шаби Алонсо
Приводим интервью Жульема Балаге с отцом и сыном Алонсо.
Неуступчивый полузащитник «Барселоны» Перико Алонсо выигрывал Ла Лигу ещё в 1985 году вместе с Диего Марадоной и Берндтом Шустером.
Но на родине, в Стране Басков, его уважают, в первую очередь, за ту огромную роль, которую он играл в составе великого «Реал Сосьедада», выигравшего подряд два титула чемпионов в 1981 и 1982 годах. Он 20 раз надевал футболку национальной команды, а закончил карьеру игрока в составе «Сабаделла». В 2000 году он возглавил в качестве тренера «Реал Сосьедад», в составе которого как раз начал заявлять о себе его сын Шаби.
Он ушёл со своего поста спустя всего лишь 10 игр. Сегодня он вовлечён в металлургический семейный бизнес и избегает шумихи вокруг своего имени. Шаби удивляется, как это отец нашёл время для интервью.
Вы были счастливы когда ваши сыновья заявили вам, что собираются стать футболистами?
Их выбор нельзя назвать полностью самостоятельным. Они начали играть ещё когда были совсем маленькими. Это восхитительное время. Время шло, а они росли и прогрессировали.
Как вы думаете, громкое имя отца должно было помогать или наоборот мешать Шаби?
Можно долго спорить на эту тему, но в футболе всё решает упорный труд. Футболисту предстоит продемонстрировать, чего он стоит, вне зависимости от того, какая у него фамилия.
Сильно ли изменилась игра с тех пор как играли вы?
В современном футболе намного увеличилось влияние денег, крутящихся в этом бизнесе. Изменились также тактика и методы подготовки, но сама игра осталась прежней.
Какого лучшее воспоминание Перико Алонсо-игрока?
Мне повезло, в то время когда я начал играть за «Реал Сосьедад», клуб переживал фантастический подъём, это было потрясающе. Три сезона, проведённых в «Барселоне», также являются поводом для гордости, да и три сезона в «Сабаделле» были особенными. Мы вышли во второй дивизион, после чего провели в нем два прекрасных сезона.
Продолжите фразу «В те годы «Реал Сосьедад» был...
Не знаю, удастся ли клубу повторить тот успех или превзойти его, но то были отличные времена. У нас был фантастический состав... Арконада, Замора, Сатристеги, Уфарте. Всё шло хорошо и мы были счастливы в команде. К тому же тогда переходы игроков не были такими массовыми как сейчас. И нашему тренеру, Хосе Луису Орбегосо было проще сохранять победный состав.
Была ли у вас возможность поиграть заграницей?
Тогда с этим было немного сложнее. Это сейчас глобализация охватила весь мир, давая возможность игрокам лучше узнать его, что само по себе очень хорошо.
Вы делитесь своим игровым опытом с сыном?
Да, но легче объяснить, если просто посмотреть записи матчей тех времён. Мы часто так делаем. Трудно облечь в слова те чувства, которые овладевают вами в момент выигрыша какого-нибудь титула. Чтобы понять это, надо пережить эти мгновения. Для болельщиков «Реал Сосьедад» эти минуты никогда не сотрутся из памяти.
А какие воспоминания у вас остались от еврокубков?
Я играл в еврокубках лишь раз, в ответном матче с ЦСКА из Софии, когда Бакеро получил травму колена, и наша команда выбыла из турнира. Но один матч Кубка УЕФА запал в память, это была игра против «Интера». В первом матче мы продержались лишь тайм, после чего проиграли 0:3. В ответной игре мы выиграли 2:0, нам не хватило лишь гола для восстановления равновесия. Это была тяжёлая игра, одна из самых захватывающих на моей памяти.
Вы сильно нервничали перед важными матчами?
Вы замечали, какие матчи получают статус наиважнейших? Это матчи, в которых принимают участие великие игроки. В этом плане Лига Чемпионов состоит сплошь из таких матчей.
Что вы чувствуете, наблюдая как Шаби принимает участие в матчах Лиги Чемпионов?
О! Тот год, когда они выиграли в Стамбуле... полуфинал с «Челси» был очень впечатляющим, не в последнюю очередь благодаря атмосфере на Энфилде, ну а после был финал!!! Невероятный финал! Я мечтал бы сыграть в нём.
Что сказал Шаби о тех играх?
Очень трудно подобрать слова, чтобы описать всё, что чувствуешь, когда вот так выигрываешь самый значимый трофей на клубном уровне. Я не помню, сколько ему тогда было 23 или уже 24, но то был великолепный опыт.
Вы часто смотрите матчи Шаби на Энфилде?
Хотелось бы чаще, но мы всегда ездим на его матчи, когда появляется такая возможность. Там потрясающая атмосфера, она буквально наэлектризована. Я никогда не забуду, как пели болельщики перед началом очередного матча. Это ошарашивает. А как они уважительны! В Афинах болельщики «Ливерпуля» аплодировали игрокам «Милана», когда те совершали «круг почёта». И лишь только вслед за этим покинули стадион. Это замечательные люди.
Что вы думаете об уровне Премьер-Лиги?
Посмотрите на первые четыре команды: в их составах не много англичан, но как раз в этом и проявляется магия денег, она привлекает туда лучших отовсюду. Там есть и другие хорошие клубы – «Эвертон», «Портсмут», «Манчестер Сити» или «Блэкбёрн», хотя все они немного уступают первым четырём.
Что вам запомнилось больше всего из времён, когда Шаби только начинал играть?
Как я уже говорил, когда твой сын заявляет, что хочет играть в футбол, тебе ничего не остаётся кроме как поддержать его. Сначала он играет на пляже, потом в школе, потом участвует в юношеских соревнованиях, и так шаг за шагом. Я помню, когда он играл в «Эйбаре», то время сыграло большую роль в его становлении как игрока. Ты стараешься помочь советом, но необходимо быть ненавязчивым и чутким. Ему тоже посчастливилось пережить великолепные минуты в составе «Реала Сосьедад», когда они заняли второе место в чемпионате.
Что вы ему советуете?
В первую очередь оставаться профессионалом. Ежедневно трудиться до седьмого пота и сохранять жажду побед. Это действительно очень важно. У Шаби эта жажда не проходит.
Шаби, каким вы помните вашего отца на футбольном поле?
Мигель и я находились в привилегированном положении и могли тренироваться с отцом, когда они играл за «Сабаделл». Они тренировались на одних воротах, мы же играли на других. Мне было пять или шесть, когда я понял, что это не совсем нормально, другим-то малышам этого не разрешалось. Чем старше я становился, тем больше мне нравились его передачи, и именно над этим компонентом мы работали усерднее всего. Думаю, именно тогда мы стали полузащитниками. Целью нашей игры было произвести как можно больше хороших передач, а не забить много голов. Мы старались попасть в какую-нибудь стойку или в камень, упражнение, которое развивало нашу меткость. Когда мы повзрослели, он понял, что футбол для нас не просто забава, но я не помню ни единого случая, чтобы он диктовал нам наши поступки. Я никогда не чувствовал давления с его стороны.
Что запомнилось больше всего?
Однажды, в матче «Барселона» — «Црвена Звезда», Марадона попытался агрессивно воздействовать на их вратаря. Никто этого от него не ожидал. Трудно играть против такого непредсказуемого игрока.
Что советовал вам отец?
Твёрдо стоять на ногах. Он говорит: «Люди не так хороши, как их хвалят, и не так плохи, как их ругают». Очень плохо, когда у ребёнка сформировываются неправильное мнение относительно своих способностей. Мой отец более охотно давал мне советы, связанные с учёбой, чем с футболом. У нас никогда не было разговоров, таких как «Пап, я хочу стать футболистом», всё складывалось постепенно. Мы начинали во второй команде «Реал Сосьедад», постепенно всё стало серьёзнее. Ну, а когда я дебютировал в составе «Реал Сосьедад», пути назад уже не было. Время всё расставляет на места.
А после перехода в «Ливерпуль»?
Помню, как отец впервые приехал на нашу игру, это был матч против «Монако» на Энфилде (2004). Он встретился с сотрудниками клуба, увидел их отношение, их страсть, прочувствовал саму атмосферу, царившую в команде, и сказал: «Сын, ты сделал великолепный выбор, тут ты будешь наслаждаться своей игрой».
Помогала ли вам фамилия Алонсо?
Мне никогда не мешала слава отца. Недоброжелатели говорили, что я играю только из-за отца, что это помогает мне находить команды. Но я своей игрой заставил этих людей замолчать и признать, что помимо фамилии у меня есть кое-что ещё, что позволяет мне продвигаться наверх.
Официальный сайт клуба