
«Я никогда не думал о том, как стать чемпионом мира, - сказал как-то Клей Регаццони. – Я просто день за днем участвовал в гонках. Ники [Лауда] в каждой гонке стремился стать первым. Он сделал победу в чемпионате главной целью всей жизни. А мне нравился сам процесс. Жить и гоняться – этого мне было достаточно…».
Джанклаудио Джузеппе Регаццони родился неподалеку от швейцарского Лугано через несколько дней после начала Второй Мировой войны. Кольцевые гонки в его стране были запрещены в 55-м после трагедии в Ле-Мане, поэтому сначала пилоту приходилось выступать в соревнованиях по подъему на холм, которыми он занимался в свободное от работы в отцовском магазине время. Лишь в 26 лет Клей дебютировал в Формуле 3, а затем перебрался и в Ф2. Выступления в «младших» классах принесли Регаццони репутацию сорви-головы.
Его карьера могла завершиться, едва начавшись – во время гонки 1967 года в Зандфорте Швейцарец столкнулся с Крисом Ламбертом, который от полученных в аварии травм погиб. Но Клей после определенных раздумий решил продолжить выступления – кто знает, не пожалел ли он после о принятом решении?
Гонки шли своим чередом. В 70-м Клей выиграл чемпионат Ф2, но еще до этого он получил приглашение от Энцо Феррари. Скудерии срочно требовалась молодая кровь, поэтому в команду пригласили сразу двоих подающих надежды пилотов – Регаццони и итальянца Иньяцио Джунти. Выбор был непростым – в дебютном Гран При каждый из них примчался к финишу четвертым. Клей нашел для Коммендаторе максимально весомый аргумент – выиграл в Монце, но после трагической гибели Джунти в соревнованиях спорткаров, вопрос о призовом пилоте на сезон-71 разрешился сам собой.
В Ferrari Регаццони гонялся до 1976 года, выиграв еще три гонки, завоевав вице-чемпионское звание и став в команде настоящим любимцем. Затем были два сезона в Ensign и Shadow и новый взлет, когда 39-летний швейцарец подписал контракт с Фрэнком Уильямсом. Тому был нужен гонщик, который мог бы подстегнуть Алана Джонса, и Клей идеально соответствовал таким условиям. А когда машины Патрика Хэда набрали к середине чемпионата хороший ход, именно он и принес Williams первую в истории победу в домашнем Сильверстоуне.
По окончании сезона Фрэнк отказался от услуг возрастного гонщика, и тот, по-прежнему желая получать удовольствие от жизни и гонок, вернулся в Ensign. Четвертая гонка сезона закончилась серьезной аварией – на длинной прямой трассы в Лонг-Биче отказали тормоза, машина Клея наскочила на огромной скорости на стоящий у ограждения Brabham и взлетела в воздух. Гонщик оказался на операционном столе. Врачам удалось каким-то чудом спасти ему жизнь, но в спешке не был зафиксирован позвоночник, и Регаццони навсегда оказался прикован к инвалидному креслу.
Мужественный швейцарец не сдался. Он нашел себя в новой жизни и старался своим примером помогать многим другим. Клей разрабатывал механизмы ручного управления для автомобилей, открыл автошколу для людей с ограниченными возможностями, участвовал в ралли Париж-Дакар, комментировал гонки Ф1.
15 декабря 2006 года Джанклаудио Джузеппе Регаццони погиб в дорожной аварии на скоростном шоссе...