Сборная неудачных трансферов
Освоившись в статусе топ-клуба, «Локомотив» покупал игроков охотно и совсем не безошибочно. В «Зените», ставшем первым героем сериала, в сборную неудачных трансферов конкурс был совсем не большим, в «Локомотиве» для претендентов не хватает даже вагона с тележкой. Особенно в двух линиях – вратарской и атакующей.
С тех пор, как Сергей Овчинников пошел за Семиным в «Динамо», на перекладине черкизовских ворот будто черт поселился. Ни Полякову, ни Якуповичу, ни Левенцу отогнать его не удалось. Однако худшим в этих попытках был Иван Пелиццоли. Итальянец переехал в «Локомотив» после пяти сезонов в «Роме» и бронзы на афинской Олимпиаде. Глядя на его огромные, как сковородки, ладони, народ думал – итальянский кипер, настоящий морепродукт. Оказался – ни рыба ни мясо. За два с половиной сезона он не провел и трех десятков матчей, а на флажке этого лета был отдан в аренду в серию B.
Андре Бикей – один из самых неуправляемых легионеров «Локо». Ходил на тренировки с травматическим пистолетом, таскал с базы полотенца, везде видел проявления расизма, а на поле был настоящим анархистом – бежал в атаку, какую бы установку тренер ни давал ему перед игрой. В том числе из-за его неуправляемости «Локомотив» упустил преимущество в первой игре против «Рапида» и лишился Лиги чемпионов в 2005 году. Милан Обрадович, как говорят, стал самым дорогим приобретением «Локо» по состоянию на 2001 год, но, хоть и играл регулярно, эти деньги не отработал. Когда спустя два с половиной года его отпускали в «Боруссию» из Менхенгладбаха, на базе в Баковке не было ни истерик, ни шлягера «Кондуктор, не спеши». Алексей Бугаев приезжал в «Локомотив» действующим игроком сборной, недавним участником Евро-2004. Отыграв 8 матчей в чемпионате и еще столько же в кубках, собрал вещи и уехал в «Томь».
Александр Самедов подался в «Локомотив» в 2005-м – аккурат после того, как «Спартак» переманил к себе на правый фланг Владимира Быстрова. Сумма сделки – 3,5 млн евро – для внутрироссийского рынка была весьма серьезна, однако игрока основы «Локомотив» за них так и не получил. Лишь в 2007-м году Самедов играл регулярно, порой выдавая весьма яркие матчи и помогая команде завоевать Кубок. В чемпионате-2008, отыграв за круг лишь четыре матча, ушел в «Москву» и правильно сделал: там получилось. Давид Муджири был главной звездой «Крыльев Советов», забивая голы и разбрасываясь голевыми передачами. В «Локомотиве» у него приключилась нелепая, но очень тяжелая травма: его машина сорвалась и придавила ногу к гаражу. Грузинский полузащитник, в котором боссы «Локомотива» видели нового Лоськова, не смог заиграть ни в прошлом, ни в нынешнем году – начальство решило с ним расстаться. За Селсинью – 17-летнего полузащитника «Кориантианса» – москвичи платили 5 млн евро. На тренировках бразилец творил чудеса: с его дриблингом не мог состязаться ни один игрок, а его удары отбивали вратарям руки. Но чтобы повторять то же самое на поле, он оказался слишком юн и хрупок: отыграв шесть матчей в разных турнирах, забил один гол и отправился путешествовать по арендам.
Аргентинский опорник Гильермо Перейра заслуживает отдельного абзаца: президент «Локомотива» Николай Наумов считает его главным трансферным провалом за последние годы. «Как его брали — уникальная ситуация, – рассказывал он в интервью журналу PROспорт. – Допустим, сегодня в полночь закрывается трансферное окно. Так за пять минут до закрытия мы отвезли его документы в РФС. Я до последнего сомневался, что Перрейру стоит брать. Под всякими предлогами пытались Рахимова отговорить. Но он включил все рычаги, чтоб передавить ситуацию. Звонил председателю совета директоров. Без конца говорил про этого футболиста: «Этот опорник мне нужен, без него помру, игра не ладится. Как только его купим — все пойдет, во втором круге заиграем…» Ладно, купили. Тот приезжает — и вдруг не играет. Что? Почему? А он, оказывается, приехал с травмой. Мы-то не смогли провести нормальное медобследование, покупали Перрейру в последний момент. У него была неплохая статистика в «Мальорке», за четыре года сыграл около 120 матчей. Играть умеет, хоть и не выдающийся футболист. У него от смены климата пошли бесконечные надрывы на мышцах. 10–15 минут отыграет, рывок — и все. Без конца повторялось. Пришлось расставаться».
Нападающие – самый частый прокол в селекции «Локомотива». Из десятка форвардов, приезжавших за последние десять лет в команду и так в ней и не преуспевших, тактическая схема позволяет отобрать лишь трех. Эрик Корчагин – символ трансферной политики Анатолия Бышовца, которого в чем только не обвиняли. Амр Заки – бомбардир из Египта, купленный до прихода в команду Славо Муслина и так ему и не пригодившийся. Через пару лет он всплыл в «Уигане», где начал колотить один гол краше другого, но вместо того, чтобы перебраться в топ-клуб, сник и вновь уехал на родину.
Наконец, Гарри О’Коннор – самый бессовестный футболист, которого заносило в Черкизово. Шотландец играл на троечку, иногда с плюсом, но делал это с таким самомнением, будто это ему, а не Фабио Каннаваро должны были давать Золотой мяч-2006. На тренировки Гарри ездил по президентской полосе Кутузовского проспекта, удивлялся тарифам московских таксистов, сдиравших с него по 400 долларов за поездку, а по возвращении в Британию стращал подобными рассказами местных журналистов. Даже тогдашний капитан «Локомотива» Динияр Билялетдинов – спокойный в общем-то парень – назвал О’Коннора простофилей: «Вообще человек, который обогатился в какой-то стране, не имеет права так о ней отзываться. Гарри провел здесь не самый плохой период, не особо при этом напрягаясь. Например, он любит отдыхать – с этим у нас никаких проблем, для отдыха ресторанов, клубов и других мест в Москве много больше, чем в Эдинбурге или где он там жил в Шотландии. А если он такой простофиля, что с него просят $400 за проезд, это его проблемы. У таксистов свои правила, и они могут просить хоть $500, но поймают за неделю только одного такого сладкого, не больше».
Сборная удачных трансферов
Золотые медали для «Локомотива» выигрывали либо собственные воспитанники, либо те, кого Юрий Семин собирал по сусекам еще в 90-х годах. В новом десятилетии ему совершенно не удавались поиски игроков атаки, зато среди оборонцев хороших приобретений – тьма. Команда удачных покупок «Локомотива», соберись она хоть раз вместе, играла бы в защитный футбол.
Сергей Овчинников вернулся из Португалии в 2002 году и тут же закрыл ворота «Локомотива» на задвижку – рекорд первого чемпионского сезона (31 матч, 14 пропущенных мячей) не могут превзойти до сих пор.
Блестящая карьера Сергея Игнашевича получила полноценный старт именно в «Локомотиве»: перебравшись в Черкизово из «Крыльев Советов», он провел здесь три года, выиграл свое первое чемпионство, попробовал на вкус Лигу чемпионов и забил в ней сумасшедший гол «Тиролю». Малхаз Асатиани приезжал в «Локомотив» атакующим полузащитником сборной Грузии, но шальной тренерской мыслью превратился в центрдефа очень высокого уровня. Возвращение Асатиани – небезупречного, но очень мудрого игрока – один из факторов, приподнявший «Локомотив»-2009 на четвертое место. Бранислав Иванович играл в «Локомотиве» при трех тренерах, но ни на шаг не отступал от курса – разогнаться и запрыгнуть в какой-нибудь топ-чемпионат. Предложение «Челси», подоспевшее зимой 2008 года, было абсолютно логичным. Джейкоб Лекхето – редкий пример того, что и в Африке живут люди, в лексиконе которых есть слова «дисциплина», «обязанность», «долг». Быстроногий защитник чуть ли не первым открыл нашей стране амплуа латераля, но свою яркую карьеру в России прервал из-за серьезных проблем со здоровьем. Земля пухом.
Сергей Гуренко, вернувшийся из Италии в 2003 году, оказался не только умным человеком, но и очень обучаемым игроком. Гуренко начинал крайним защитником, но, когда жизнь заставила, перешел на службу опорного. Результат – отработал в основе пять сезонов подряд, в том числе смутные, те, когда рулили Бышовец и Рахимов. Франсиско Лима – отчаянный путешественник из Бразилии, будто спустившийся к нам с другой планеты. К чемпионству-2004 «Локомотив» мчал, подгоняемый железным бразильцем. Вадим Евсеев – сердце команды, которое гоняло бы по «Локомотиву» кровь и сейчас, не приключись с командой Бышовец. В «Локо» Евсеев шесть раз выигрывал медали (дважды – золотые), прошел через все лигочемпионские успехи (победный гол «Галатасараю» на переполненном «Али Сами Йен»!), а в сезоне-2002 и вовсе полез в бомбардиры – 7 голов за сезон. Дмитрий Хохлов – это тысячи умных передач и два с половиной года вместе с командой, за которые было выиграно чемпионство и раскатан «Интер» – 3:0.
Дмитрий Сычев переживал в «Локомотиве» разные времена, но нападающего лучше за последние десять лет в этой команде не появлялось. Несогласным стоит заглянуть в цифры: из ста голов, которые 26-летний нападающий наколотил в профессиональном футболе, 68 были забиты за «Локомотив». Джеймс Обиора из тех африканцев, что первые годы проводят много ярче последующих. Зато какие это были годы! В 2001-м он забивал 14 раз и становился лучшим бомбардиром чемпионата (лучше был только Вязьмикин из «Торпедо»), в 2002-м активно участвовал в завоевании первого золота. Кроме того, забивал «Барселоне», дважды попадал в РФСовский список 33-х и уезжал в составе сборной Нигерии на японо-корейский чемпионат мира. Где же ты сейчас, Джеймс?