Виражи российского автопрома часть 1
19.11.09 22:17
"…Вот, новый поворот,
И мотор ревёт.
Что он нам несёт,
Пропасть или взлёт…"
Из известной песни.
На страницах нашего сайта в материале «Оценка текущих событий (октябрь 2009 г.)» мы приводили информацию о состоянии российского автопрома (на примере АвтоВАЗа) и о том, как его разрушают. В продолжение темы предлагаем два материала, присланных в Центральный штаб нашими партийцами из Автоградов Нижнего Новгорода и Тольятти.
ИАС КПЕ
АвтоВАЗ под ударом
АвтоВАЗ мешает, мешает по многим причинам
Во-первых, на фоне производимых, а вернее собираемых, иностранных легковых автомобилей, «Жигули», несмотря на все доводы противников , являются очень конкурентными автомобилями. Одно только техническое обслуживание составляет разницу в несколько раз (замена колодок на «Приоре» составляет около 2 тысяч рублей, на «Ford Focus» около 10 тысяч), естественно автолюбители умеют считать, и с выбором среднего потребителя особо не обманешь.
Во-вторых, за время тяжёлых 90-х, когда разваливались все основные предприятия страны, АвтоВАЗ оставался благополучным предприятием, благодаря которому сохранились все основные социальные объекты, продолжали реализовываться общественно значимые областные и городские проекты. Из-за АвтоВАЗа , в тяжёлый период, самарский регион оставался благополучным. На фоне нынешнего кризиса, светлое пятно благополучия совсем ни к чему, успехи региона ломали бы легенду о неизбежности мирового финансового кризиса.
В-третьих, АвтоВАЗ был страной в стране, с заводом, с заводскими поставщиками, с диллерами автомобилей и запчастей приходилось договариваться и всегда можно было услыхать «нет». Не зря, нынешний губернатор Самарской области, едва став на свой пост собирал в ДКиТ всех крупных предпринимателей Тольятти и договаривался о создании городского технопарка. А сегодня уже никого не слушают, паритет сил сегодня изменился.
В-четвёртых, у завода были многочисленные разработки по созданию новых моделей и узлов, большинство из которых являлись инновационными. Существование таких разработок мешало реализации на территории нашей страны устаревших иностранных моделей.
В-пятых, кроме самих иностранных автомобилей, собираемых в РФ, в страну будут поставляться запчасти иностранных производителей, отечественным же производителям, тем более без государственной поддержки, будет нечего предложить. Для того же «Reno Logan» все запчасти производятся за пределами страны.
В-шестых, существование отечественных автомобилей, по приемлемым ценам, не позволяют иностранным производителям завышать стоимость своей продукции. В случае отсутствия отечественного автопроизводителя, у покупателя не остаётся альтернатив в выборе и цены легко могут искусственно завышаться.
А, уж коли есть причиины, есть и заинтересованные лица, во власти, которые продвигают свои интересы.
Сегодня деньги из города ушли и продолжают уходить, закрываются строительные организации, многочисленные тюнинговые компании (ранее характерные для нашего города), сокращаются автомобильные рынки, организации- производители запчастей, ну и вслед за ними торговые организации, общепит, учреждения дополнительного образования ….. Специалисты выезжают в более благополучные регионы, стремительно растёт социально бедствующий слой населения. На фоне ухудшений и неопрепределённости возникают панические настроения.
Технологии развала
За годы т.н. «реформ» в России уничтожено немало производств, «опыт» накоплен богатый. Поэтому и по сей день применяются убийственные технологии развала, от рейдерского захвата до дробления и финансовой выжимки.
Начиналось с захвата управления, сначала скупили акции у работников, крупные пакеты у вазовского руководства, появилась возможность ввести своё управление. На фоне деклараций об инвестиционных проектах для ввода новых моделей, все финансовые потоки перенаправлялись по подконтрольным каналам. Под предлогом снижения издержек закрывались новые проекты, сбрасывались с баланса убыточные социальные объекты, передавались заводские столовые, а высвобождаемые средства также выводились по нужным каналам. Паразительной стала ситуация, когда до официально объявленого мирового кризиса, и высоких объёмах производства и продаж, АвтоВАЗ к концу 2008 года вышел с ужасающими убытками, неплатежами своим поставщикам, в цифрах составляющих десятки миллиардов рублей. Управляющий аппарат оказался «раздут» до небывалых объёмов, соотношение между максимальной и минимальной зарплатами превышает десятки тысяч. А к концу года, когда стала открытой информация о финансовой несостоятельности завода, из федерального центра стала поступать финансовая помощь, которая вместо решения созданных на заводе проблем стали уходить по «своим» каналам, в частности в покупку ценных бумаг банка «Глобэкс» на сумму 1,6 миллиарда рублей и т.д.
Важный элемент происходящего ― информационная обработка, а именно использование в популярных развлекательных передачах тем о неприемлемости существования таких авто, как российские. "Жилыга", "ТАЗик"- одни из немногих погонял, применявшихся в рамках данной акции. Точка удара хорошо прослеживается, исходя из того что объектом истязания были выбраны не "Волга", не ещё тогда существовавший "Иж", не уже исчезнувший "Москвич". На сегодняшний день, «Жигули» ― это уже хорошо спрессованный образ ржавой, еле стоящей на колёсах колымаги, на которой если ездить, то себя не уважать. Этот образ настолько крепок, что его не смогли изменить ни «Приора», ни «Калина», созданные ещё до начала атаки. Дальнейшая информобработка касалась общественного раскола, если в Тольятти не способны делать нормальных машин, то что же за существа такие вазовцы, которые создают такие «шайтан-арба», из-за которых никак не могут ввести беспошлинный ввоз иномарок в эрефию, чтобы стали доступными действительно качественные и роскошные, хоть и «БУ»–шные иномарки. Далее следуя продвигаемой PR-логики, источником существенных проблем, пожалуй, каждого россиянина является вазовец, который наживался и наживается на нуждах простых граждан. Затем вбрасывается информация о неком интервью с работником ВАЗа, которого не заботят проблемы завода, которому лишь бы пива попить, и вслед новый термин ― «вазовское быдло».
Ну, а совсем последние информационные вбросы это коментарии по поводу митинга 17-го октября, на котором основными требованиями у ряда издательств озвучивается «приватизация общежитий, отставка руководства завода, повышение зарплаты более 25 тысяч рублей». Домысливая такую информацию, читающий должен понять, что в непростые времена мирового кризиса, когда бедствуют уже не отдельными деревнями или городами, а целыми регионами, есть АвтоВАЗ, которому государство постоянно отваливает десятки миллиардов, а вазовцы, делая жуткие конструкции называемые российские автомобили, никак не уймутся и кроме денег ещё требуют отставки заботливого руководства и дополнительных имущественно-финансовых благ. Думаю, кроме ненависти и непонимания, такая информация вызвать не может. И как естественное решение ― закрыть источник зла, разогнать паразитов и ездить на нормальных машинах, типа «Логан». Таким образом, в хорошо контролируемой прессе формируется «нужное» отношение к происходящему.
О целях
Каковы же цели продвигаемых, в последние годы, на АвтоВАЗе мероприятий? Развитие отечественного автопрома? Создание качественного и конкурентоспособного автомобиля? Полноценное удовлетворение спроса населения на покупку личного автомобиля? Ведь исходя из понимаемых целей можно понять, для чего что-то совершалось ранее и что произойдёт в ближайшем будущем.
В заводских декларациях можно вычитать всякое, однако исходя из реализованных и реализуемых руководством действий, можно сказать что уже решены следующие задачи:
1. с отечественного авторынка сходит важный конкурент, что значительно упрощает задачи продвижения иностранных автомобилей, собранных на территории РФ;
2. выведены из оборота все собственные финансовые средства с заменой на неподъёмные кредиты подконтрольных банков;
3. благодаря контролю над АвтоВАЗом построена чётко контролируемая цепочка власти в Самарской области.
Таким образом, одной из целей является финансовая нажива, а если завод уже на грани банкротства, то, казалось бы, нынешнему руководству скоро «ловить будет нечего», и в ближайшем будущем пришлые топ-менеджеры исчезнут и всё потихоньку начнёт восстанавливаться. Казалось бы.
Однако, в нашей стране сформирована уникальная среда, в условиях которой никакими «создавательными» видами деятельности заниматься невозможно. Государственные и муниципальные бизнесы, добыча и продажа ― это основной список рентабельных видов деятельности.
Поэтому, сколько бы не говорили о малом и среднем предпринимательстве, толку не будет (да и цели другие), поэтому и город-завод АвтоВАЗ, с помощью нужных специалистов сегодня идёт ко дну.
Как уже сказано выше, в РФ государственный бизнес доходен, потому созданная сегодня ситуация с заводом идеальна для легального получения совершенно иных доходов. Во имя спасения отечественного автопрома теперь из федерального центра будет поступать финансовая поддержка, гораздо более серьёзная, нежели прежняя «дойка» внутренних источников завода. Естественно средства будут уходить на погашения различных долгов по финансовым структурам и до реального автомобиля они никогда не дойдут. Исходя из этого, до тех пор пока будет проходить такой фокус, АвтоВАЗ будет "развиваться" в прежнем, деструктивном режиме. Как самый логичный вариант, в итоге от прежнего автогиганта, завода полного цикла, на который заходили материалы, а выходили автомобили, может остаться сборочное производство по сборке очередной иномарки.
О людях
Работники ― это дело хлопотное, тем более, если движение будет проходить в вышеуказанном направлении. Не нужно, для уничтожаемого предприятия сто или девяносто две тысячи работников. А если теперь выпуск автомобилей не главное, то не к чему держать лишних и платить лишнее? Сокращение ― это подходящий инструмент, однако так просто не уволить, поэтому для начала взялись за пенсионеров через компенсации. Для подготовки работников производится информационная раскачка: вчера говорили о 37 тыс. сокращаемых, затем лишь о 5тыс. и только пенсионеров, завтра можно сказать о 50 тысячах и на следующий день дать опровержение. А по факту непрерывно идёт последовательная компания по сокращению численности работников до численности, необходимой для сборочного производства, а это около 10-15 тыс. чел.
Если говорить о профподготовке работников, то специалисты уходят, уровень профподготовки в ходе проводимых мероприятий, по снижению численности, падает. Уходят специалисты пенсионного и предпенсионного возраста, и передавать свои знания накопленные за годы работы им некому, да и некогда. В результате чего общий профессиональный уровень работников АвтоВАЗа резко снизиться и тогда мы получим действительно некачественный автомобиль, без возможности быстро исправить ситуацию. А после этого прямой путь закрыть завод за ненадобностью его продукции. И нет людей ответственных за этот развал, слышна лишь отговорка: «Сами виноваты, работать не умеете…». А то, что «мы живём не так, как работаем, а так как нами управляют», никого не волнует.
Что такое общественные работы, каковы результаты от их проведения? В идеале, общественные работы- это социально-полезные работы, выполняемые малоимущими и оплачиваемые из кармана государства, для снижения социальной напряжённости. На деле, если не считать коррупционной составляющей, общественные работы ― это эффективный механизм для масштабной дисквалификации населения. Каков будет профессиональный уровень, например учителя, если он год или два проработает дворником? Что мешает направлять ресурсы в реальную экономику, даже не на создание, а на поддержание рабочих мест, а не на поддержку малоэффективного низкоквалифицированного труда.
О народном бунте
АвтоВАЗ- это всесоюзная стройка на которую съехались лучшие специалисты со всей страны, многие в Тольятти и остались. Уверенность в будущем, уверенность, что "руководство завода не даст пропасть" было подкреплено в 90-х, когда была задержка зарплаты, но люди продолжали работать, когда не ходили автобусы, но люди шли на работу пешком. И, действительно, проблемы вскоре разрешились, руководство выплатило работникам всю задолженность, и всё наладили. Сегодня другое руководство, но многие вазовцы, несмотря на внутреннюю панику, надеются, что скоро всё «само» наладится и будет как прежде, и августовские каникулы ― это лишь повод отдохнуть. Однако "многие" это не "все".
В рядах оппозиционных партий, движений, профсоюзов уже в конце июля родилось беспокойство по поводу предстоящих августовских каникул и куцей рабочей недели по окончании каникул. Причём повод для беспокойства был серьёзным, новости вдогонку сообщали о массовых сокращениях, о предстоящем банкротстве завода.
Коммунисты разработали и распространили программу по выходу завода из кризиса, профсоюз "Единство" заявил о проведении митинга. На августовский митинг пришло необычно много людей, была принята резолюция, где одним из основных пунктов был пункт о национализации завода. Организаторы и участники были довольны глобальностью проведённого митинга. Прошло более двух месяцев и на новом митинге, кстати, не менее многочисленном, говорили об игнорировании августовской резолюции и выдвигали новую резолюцию, менее глобальную. Представители официальной власти и руководства завода отсутствовали также как и на предыдущем митинге. Хотя официальным СМИ (число которых на октябрьском митинге явно прибавилось) было не безразлично именно число участников, которое "играло" в диапазоне от 300 до 3000 человек. То есть, массовость беспокоила обе стороны. Не отмолчался о требованиях митинга и градоначальник: «Наверняка не все там не конструктивно».
Организаторы митинга видимо понимали, что практически никак не заметив прежнюю резолюцию и октябрьская канет в лету, а потому на митинге настоятельно призывали к вступлению в профсоюз, а в резолюции заявили о формировании рабочего комитета при профсоюзе. Хороша или нет данная инициатива будет зависеть от того, что хотят руководители "Единства". Если дальнейшие планы сводятся к получению политических очков, для дальнейшей торговли с властью, то тогда хороша. А если лидеры "Единства" планируют взять управление заводом на себя, то инициатива слаба, потому как рискуют быть легко "размазанными", а для реализации такой затеи им стоило бы подключить активизировавшиеся в последнее время все «заинтересованные силы». А на основе совместного органа уже формировать рабочий комитет. В любом случае третий митинг, несмотря на нерешённые проблемы заводчан, станет последним в этой "эпопее", если не будут предприняты действия по массовому включению самих работников АвтоВАЗа к решению их собственных проблем. На сценарий трехступенчатого "выпуска пара" скорее всего официальные власти и рассчитывают: "Ну, выходили, митинговали, резолюции принимали, а что толку?". Даже если бы "Единство" не организовало митинги, то их стоило бы организовать, руководству завода, через свои структуры.
А если говорить отстраненно от всех этих событий, на сегодняшний день ни на заводе, ни в городе нет деятельных организующих сил, нет готовности самих «вазовцев» решать свои проблемы. Потому учитывая происходящее, стоит готовиться к тому, что Автоград вскоре может стать серьёзным эпицентром социально-демографической катастрофы. Шансов её избежать чрезвычайно мало. Неплатежи по коммунальным услугам, неплатежи по кредитам, растущая безработица, выезд в другие города в поисках работы ― приметы уже настоящего времени.
Неравнодушный Гражданин
г. Тольятти,
Соратник ВПП КПЕ