Держи карман шире С 1 апреля Правительство повышает зарплату бюджетникам
Дождались, наконец. Президент в своем Послании объявил народу, что повышение зарплаты бюджетникам ждать до середины года не нужно, — уже с 1 апреля долгожданные 25 процентов прибавятся к их окладам. Зал, состоящий из министров, депутатов и прочих сильных мира сего, взорвался овациями. Что тут началось! Правительство срочно начало готовить поправки в бюджет, министерства бросились срочно подсчитывать количество бюджетников. И сами бюджетники радуются.
Бюджетники рады На протяжении многих десятков лет статистика ставила их в конец таблицы со среднемесячными зарплатами вместе с… рыболовами. В 2001 году, например, зарплата в сфере образования была 9937 тенге в месяц, а в финансовом секторе — 41686. В 2005-м — 17978 тенге и 64886 соответственно. В 2009 году зарплаты, естественно, выросли во всех отраслях, но разница осталась та же: 138544 тенге в финансовом секторе и 34454 тенге — в сфере образования. Как говорил герой Этуша в «Кавказской пленнице»: «Обидно, слушай!» Теперь мизерная зарплата бюджетников не намного, но увеличится. Государство совершает акт справедливости. Однако неужели все так благополучно сложится, как обещают чиновники?
Инфляция съест не все
Повышение зарплаты бюджетникам и инфляция — сообщающиеся сосуды. Так считает мажилисмен Виктор Киянский. Об этом и о том, от чего должна зависеть зарплата работника, почему с 1 апреля ее поднимают не только врачам и учителям, но и рядовым бюджетным клеркам и как такой шаг Правительства отразится на и без того худом бюджете страны, мы и поговорили с народным избранником
Виктор Владимирович, в своем депутатском запросе вы спрашиваете, почему Правительство до сих пор не ввело ограничения на зарплату работников финансового сектора, которая превышает даже зарплату промышленников. Как это связано с производительностью труда? Если перевести вопрос в бюджетную сферу, здесь такое же неравенство? — Президент в своем Послании сказал, что Правительство неоднократно обещало нам сделать понятными процедуры зависимости зарплаты от производительности труда. Об этом и я говорил в своем запросе. Раньше были так называемые тарифные сетки. И независимо, бухгалтер ты в финансовом секторе, или бухгалтер в образовательной системе, или бухгалтер в каких-то других структурах, зарплаты все-таки были по этим тарифным сеткам близки друг другу. А что касается премиальных, например, они могут отличаться в зависимости от конечного результата. А технички и секретарши в финансовом секторе сейчас получают на порядок больше, чем, например, в школах. Появляется чувство несправедливости. Все-таки главная идея — за одинаковый труд должна быть одинаковая заработная плата. То есть должно работать чувство социальной справедливости и даже социальной ответственности. В этом и идея производительности труда: сколько ты произвел, столько ты и должен получить.
Ну тогда, если сравнивать производительность труда врачей и педагогов с работой обычных государст-венных управленцев, не кажется ли вам, что она не совсем равна? А повышение зарплаты обещают абсолютно всем бюджетникам?
— Здесь возникает некое противоречие. Во-первых, у нас сейчас на государственную службу очень трудно найти квалифицированных специалистов. Особенно менеджеров. Квалифицированные менеджеры независимо от вида деятельности сегодня востребованы. Однако большинство из них «перетекли» в сферу бизнеса, туда, где заработная плата формируется от произведенного результата. Сегодня Правительство вынуждено каким-то образом реагировать на утечку мозгов в бизнес, поэтому вынуждено повысить заработную плату и им тоже. Хотя вы правы: у менеджера показатель результативности непрямо связан с производительностью. Мы так должны объяснять: к сожалению, в государственное управление сейчас очень трудно привлечь квалифицированных специалистов, за счет этого, наверное, идет повышение заработной платы всем.
Но бюджет-то, по сути, в этом году «дырявый», и это повышение заработной платы всем бюджетникам подряд, скорее всего, сильно по нему ударит…
— Президент и министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов считают, что, для того чтобы не произошло это «проседание», о котором мы говорим, будет сокращена не только доходная, но и расходная часть. Во-первых, будет сокращено значительное количество государственных служащих. То есть оптимизированы расходы на 30—40 процентов, если мне память не изменяет. Зарплата будет повышена за счет тех денег, которые будут высвобождены за счет сокращения. То есть даже привлечения каких-то ресурсов не будет. Кстати, оптимизация не делается в таких отраслях, как медицина и образование.
25 процентов — на столько обещают повышение зарплаты бюджетникам. Однако, как мы знаем, налоги, по сути, эти проценты и съедят. И в итоге прибавка составит всего лишь несколько сотен тенге…
— На первый взгляд кажется, что приток не успевает за оттоком. Это проблема сообщающихся сосудов. Что-то утекает, уже утекло за счет дыр, которые появляются. Но вообще, процессы, связанные с зарплатой, налогами, инфляцией, идут параллельно. Я думаю, что это вечная гонка, так всегда будет до тех пор, пока идут инфляционные процессы. Поэтому Президент всегда говорит об обуздании инфляции. К сожалению, у нас нет индексации. Если бы была индексация, привязка к инфляционным процессам, тогда этот путь (повышение заработных плат. — Прим. авт.) был бы более справедливым. Я думаю, когда и Правительство, и Парламент придут к идее закона об индексации, тогда эти вопросы не будут возникать.
Получается, что все-таки повышение будет не слишком ощутимо. Вам принимать поправки в этой связи в бюджет на 2010 год. Чего вы ждете от них?
— Это, как я уже сказал, оптимизация доходной и расходной частей. Поскольку доходная часть уменьшится, точно так же должны быть сбалансированы расходы. Поэтому я жду опять споров, опять борьбы по каждому пункту и доказательств того, что именно эти расходы могут потерпеть, те расходы можно перенести пока, не тратить эти деньги. И поскольку это будет связано и с регионами, вокруг этого развернутся большие дебаты, и опять придется находить общий знаме- натель.
Вы говорите, будут снова споры, дебаты, тогда насколько реален срок — 1 апреля?
— Я думаю, что это реальный срок, тем более что сейчас наши депутаты, входящие в рабочую группу по этому вопросу, остались в Астане, работают. Это наши представители, которые все тонкости обсудят. И корректировка бюджета проще принятия самого бюджета. Потому что основные, фундаментальные, вещи оговорены при первом и втором чтении. И осталось обсудить, может быть, десятую часть. Поэтому это не так уж сложно. Самое главное — консенсуса достигнуть, тут всегда должна быть притирка позиций.
P. S. Самые главные вопросы, на которые мы пока не получили ответа, — сколько всего бюджетников в стране и сколько денег планируется выделить на повышение их зарплаты из бюджета. В Министерстве труда нам сказали, что они сделали аналогичный запрос в Министерство экономики, которое как раз сейчас всеми подсчетами занимается.
Однако кое-что мы все-таки выяснили.
Так, на сайте Агентства по государственной службе www.kyzmet.kz вывешена информация от 3 февраля этого года, где указано, что «по состоянию на 1 января 2010 года штатная численность государственных должностей по республике составила 102747 единиц, в том числе политических государственных служащих — 3061 человек».
Кроме того, сумма, которую планируется выделить, все-таки уже была названа.
Так, в интервью телеканалу «Казахстан», ссылку на который дает сайт zakon.kz, министр труда Гульшара Абдыкаликова сказала, что потребуется 150 миллиардов тенге.
— Я думаю, на этот год было выделено около 100 миллиардов тенге (около 676 миллионов долларов) на повышение, соответственно, где-то около 50 миллиардов тенге (примерно 337 миллионов долларов) дополнительно будет выделяться на повышение.
Однако пока окончательные цифры обнародованы не были.
Напомним, что Премьер-министр Карим Масимов поручил Правительству сверстать уточненный бюджет до конца февраля.