Бернд Шторк: "Сборной объявили бойкот!".
31 мая главный тренер национальной сборной Казахстана Бернд Шторк провел импровизированную пресс-конференцию. Поводом для встречи с журналистами стала работа национальной сборной в первые дни подготовительного сбора перед матчем со сборной Англии.
– Я приехал в Казахстан для того, чтобы передать опыт казахстанскому футболу, - начал разговор Бернд Шторк. Сначала я работал с молодежной сборной и приглядывался к уровню Премьер-лиги. В первую очередь, я хотел определить какие здесь игроки, в каком состоянии они находятся. Какие у них тактические, технические показатели, какая функциональная готовность, над чем еще предстоит работать?
В прошлом году, работая в молодежной сборной, я определил костяк игроков, на которых могу рассчитывать. Я протестировал их на скорость и выносливость. Затем мы обговорили с федерацией футбола состояние игроков, и я высказал свое видение о том, что им нужно делать. Все те рекомендации, которые давались игрокам, в «Алма-Ате» в частности выполнялись, поскольку я сам возглавлял этот клуб.
Федерация предоставила мне время, она хотела посмотреть на мою работу с молодыми игроками. «Алма-Ата» тогда находилась в подвале турнирной таблицы, игроки были в плохом функциональном состоянии. Через четыре месяца мы снова встретились, обсудили проделанную работу и пришли к выводу, что нужно продолжать работу в заданном направлении. Напрашивается вывод, что только таким образом мы можем поднять уровень футбола в Казахстане и общую функциональную готовность футболистов. В ведущих лигах Европы тренируются точно также.
Затем мне доверили национальную сборную. Перед матчем с англичанами на «Уэмбли» я провел тестирование, в том числе тех футболистов, что привлекались в национальную команду прежним главным тренером. Я говорил, что мы будем играть в более качественный футбол, и считаю, что мы и играем на самом деле в более качественный футбол, чем играла сборная прежде. Но при этом очень важное значение имеет функциональная подготовка игроков. Чем она лучше, тем в более качественный футбол мы можем играть, тем дольше мы сохраняем концентрацию, а значит меньше ошибаемся в техническом и тактическом плане. Моя задача, как тренера сборной, работать в первую очередь над тактикой. Физическая подготовка игроков должна закладываться в клубах, но никак не тренером сборной.
В начале нынешнего сезона я проводил тестирование футболистов, результаты которого оказались хуже, чем были перед осенним матчем с Англией. После этого я сказал федерации, что необходимо что-то менять, как-то влиять на эту ситуацию. Если этого не сделать, то вряд ли сможем поднять уровень футбола в Казахстане. Да, мы можем сыграть 1-2 игры достойно, что называется «выстрелить», но задача федерации, прежде всего, развивать футбол, делать все для его прогресса. Казахстан ставит перед собой цель пробиться в финальную часть чемпионата Европы-2016. И меня пригласили помочь, сделать все возможное, чтобы достижение этой цели стало возможным.
Я постоянно пытался найти общий язык с тренерами местных клубов. Были люди, которые нормально воспринимали мое видение, но встречались и обратные примеры. После матча с командой Беларуси мы снова собрались все вместе: тренеры сборной и тренеры клубов. То, как мы играли во второй половине этого матча – просто катастрофа. И причиной множества ошибок во втором тайме стало то, что команда попросту «встала». В чем причина? Почему кривая показателей физического состояния футболистов с октября прошлого года до февраля, а затем с февраля до мая, когда мы проводили последнее тестирование, неизменно падает? В клубах футболисты тренируются очень интенсивно, их можно сказать, «загоняют», они просто не успевают восстанавливаться. Доказательство мы видим в матчах чемпионата, где очень невысокие скорости.
Мы попытались найти выход из ситуации. После последнего сбора каждому футболисту был выдан пульсомер, а также программа, по которой он должен заниматься, используя этот прибор. Сразу замечу, что эта работа не мешает тренировочному процессу в клубах, это – дополнительная работа для игроков сборной. Обо всем этом я говорил во время встречи с тренерами на тренерском Совете в начале мая. На той встрече присутствовали тренеры всех клубов за исключением «Актобе», «Тобола» и «Локомотива». Именно тренеры этих клубов не проявляют интерес и не присутствуют на встречах, организуемых федерацией или по моей инициативе. Они отправляют на встречи вторых тренеров, а контакта непосредственно с наставниками у нас не получается.
Почему я пригласил вас сегодня? На следующий день после моей недавней пресс-конференции футболисты собрались в Алматы. Все футболисты при получении пульсомеров были предупреждены, что по их прибытию в расположению сборной мы будем проверять кто что делал по выписанной для него программе. Многие работали. В пределах своих возможностей они вели работу над улучшением физических кондиций. Но это не касается игроков «Актобе», «Тобола» и «Локомотива». Эти клубы, можно сказать, объявили бойкот. И эти люди потом говорят, что помогают сборной! Получается, они сами себе противоречат, говорят одно, а думают другое. Так не должно быть, что этих тренеров заботят только их клубы, а на сборную им наплевать. Они решают свои задачи, а что в сборной происходит, их не интересует. Разве может быть, чтобы тренеры получали в этой стране деньги, и при этом на футбол этой страны, на сборную им было совершенно наплевать?
Я, например, хотел посетить тренировку одного из этих клубов – «Локомотива», но передо мной закрыли дверь под предлогом, что у них закрытое занятие. Такого я нигде не видел. Получается, что федерация, сборная отходят на второй план, а клубы делают все, что захотят. Весь Казахстан в ожидании предстоящего матча с Англией, но что вокруг этого события происходит, никто не знает.
Казахстан с 2002 года в Европе. Федерация делает все возможное, чтобы приблизить уровень футбола к европейским образцам. Пригласила тренера из Европы, чтобы изменить систему тренировочного процесса. Я пытался разговаривать со всеми. И тренеры идут навстречу. Все кроме, наставников перечисленных мною топ-клубов. Многие тренеры хотят учиться, сделать что-то, им интересно как работают в Европе. Мы итак отстаем от развитых стран на двадцать лет. И если будем работать так же, как прежде, то отстанем еще на двадцать. Спросите у Карповича как он тренировался в России, в «Динамо».
Сегодня нужно говорить об этом прямо, потому что мы теряем свое время. И федерация понимает это. Не потому, что я тренер, моя персона здесь не причем. Просто эти люди патриоты, они хотят делать и делают очень многое для развития футбола в стране. Нельзя интересы клубов ставить на первое место, а интересы сборной вообще не учитывать. Мы сейчас играем с такими командами, в поединках с которыми мы могли бы проявить себя, показать, что мы тоже умеем играть в футбол. Но если люди так работают, то это становится не то что очень сложно, а почти невозможно.
Нужно начинать с самого простого. Зачем препятствовать футболистам в выполнении заданий на восстановление, тем более, что это пойдет на пользу, в том числе и клубу? Вместо этого тренеры дают понять игрокам, что у клуба, дескать, свои задачи. При этом они действуют не против меня лично, а против казахстанского футбола. Иностранные тренеры приезжают в Казахстан, критикуют всё: поля, судейство. Одновременно получают казахстанские деньги и ничего не делают для казахстанского футбола. Когда тренер сборной желает помочь его даже не пускают на тренировки, а потом в интервью говорят, что надеются на достойное выступление сборной. Я хочу, чтобы все об этом знали. Я мог бы продолжал молчать, но сейчас наступил такой момент, что дальше так продолжаться не может. Эти тренеры фактически объявили бойкот сборной, бойкот федерации.
Я уже год в Казахстане. Много матчей посмотрел, познакомился со страной. Я не приехал сюда для того, чтобы заработать и уехать. Я хочу что-то сделать для этой страны. Для того, чтобы в будущем в Казахстане играли в более качественный футбол. Для меня важна поддержка клубных тренеров. Однако получается, что более десяти игроков, выступающих в топ-клубах, не выполнили мои задания, поскольку им запретили. Какой смысл запрещать индивидуальные занятия?
Я привез DVD о подготовке сборной Германии к чемпионату мира-2006. Если вы посмотрите его, то увидите, что разница, словно между небом и землей. Это мотивация. Для того, чтобы идти по этому пути.
– У игроков есть такое желание?
- Желание есть. Но они никогда так не тренировались. Это нужно закладывать с более раннего возраста. А желание есть. Это видно, хотя бы потому, что они сами сказали мне: «Тренер, извините. Мы хотели бегать, мы хотели выполнить ваше задание, но нам запретили».
- В чем была суть вашего «домашнего задания»?
- По результатам тестов мы определили частоту пульса, на которой нужно работать тому или иному футболисту. В программу входил только восстановительный бег после игры. Один день двадцать минут, другой – тридцать и так далее. Никакого вреда от этого нет, наоборот, только польза игроку, и клубу. И это совершенно не мешает тренировочному процессу. Ни один тренер в Казахстане не знает точно состояние своих игроков.
- Почему вы так считаете?
- Потому что они не проводят тесты и не знают, что происходит в организме футболиста. В зарубежных клубах такие тесты проводят четыре раза в год. А в клубах топ-уровня каждый месяц проводят анализ крови, чтобы определить состояние игрока. Тренеры могут сами поехать на стажировку в Европу и увидеть это своими глазами. Это не так дорого, но оно того стоит. Сложно сказать, почему подобного не происходит. Я бы мог посетить тренировочные занятия, что-то посоветовать. Но у тренеров совсем другой настрой. Они говорят, что они выигрывают чемпионаты и кубки Казахстана, и кто для них Шторк? Тренеры фокусируются на своих локальных успехах, а что происходит в других странах, их совсем не интересует.
- О чем шел разговор на тренерском Совете, заседание которого прошло в начале мая? И с какой регулярностью вы договорились встречаться?
- Обсуждали игру с командой Беларуси. Говорили в целом о казахстанском футболе, высказывали мнения, обменивались информацией. Кстати, вторые тренеры топ-клубов там тоже присутствовали. Никто против ничего не сказал, все только поддержали это начинание. Договорились, что будем собираться после каждого матча сборной.
- Получается состояние одиннадцати сборников, выступающих в трех ведущих клубах, неудовлетворительное. До игры с Англией осталась неделя. За это время что-то можно сделать?
- Это непросто. Первая неделя подготовительного сбора ушла у нас на то, чтобы наверстать все то, что они не делали в клубах. Начиная со вторника, мы начинаем подведение игроков непосредственно к матчу с Англией. Надеюсь, мы сможем сыграть достойно. Те футболисты, что в субботу выйдут на поле, отдадутся игре на сто процентов ради своей страны. Но в будущем нужно обязательно менять работу над «физикой», иначе мы так и будем находиться там, где сейчас находимся. Если правильно работать в этом направлении мы можем хотя бы не уступать соперникам в движении, выносливости. Да, останется разница в классе, но, по крайней мере, бегать мы сможем столько же. Если наши игроки за матч преодолевают 7 километров за игру, то англичане или украинцы – 12. Существенная разница.
- Вы говорите о работе на перспективу. Почему бы вам не взять молодых игроков, не начать уже сейчас готовить, чтобы через один отборочный цикл, они уже были способны на большее?
- У нас не так уж много и «старых» осталось. Молодые – это футболисты, которые еще 5-6 лет могут играть в сборной. У нас есть футболисты, которым от 25 до 27 лет, это хороший футбольный возраст. Важно соблюдать баланс между молодыми и опытными игроками. Те же Карпович или Ирисметов – хорошие футболисты, которые хотят учиться, что они показывают в каждой тренировке.
- Не оказывается ли на вас давление при формировании состава. В Англию в прошлом году вы повезли практически молодежную сборную. Однако к матчу с Беларусью вы вызвали многих игроков прежнего состава – Смакова, Тлешева, Жумаскалиева, Лория и ряд других. Создалось впечатление, что вы сделали это под давлением либо общественности, либо федерации.
- Все решения я принимаю сам. Если кто-то начнет диктовать мне, я соберу вещи и уеду. Я сразу говорил, что шанс проявить себя будет у каждого.
Каких футболистов вы назвали?
- Смаков, Тлешев, Жумаскалиев, Лория.
- Смаков должен был быть в Англии в прошлом году, но не поехал из-за травмы. У Жумаскалиева были неплохие данные по тестам, и я хотел его еще раз посмотреть. Тоже самое можно сказать о Тлешеве. Вся страна говорит, что он должен быть в сборной. Я хотел сам посмотреть действительно ли он должен в ней быть. Лория считался лучшим вратарем. Мне нужно было в этом убедиться, также как и новому тренеру вратарей. Всех их мы пригласили и работали с ними. Тот же Лория провел в Турции хороший матч с Эстонией. Он хорошо работал на сборе. Затем, вы знаете, он поехал в Россию, чтобы повышать свой уровень. К сожалению, он не имеет игровой практики в клубе.
Вы можете сказать, что Остапенко тоже не имеет игровой практики. Но, во-первых, он выполняет очень большой объем работы. Во-вторых, нам нужен футболист в матче с Англией, который хорошо играет головой. В первую очередь при стандартах. Мальцев травмирован, Тлешев не готов играть на таком уровне, где столько движения. Если бы мы играли против, например, Андорры, и постоянно оказывали давление на оборону соперника, нам был бы нужен Тлешев. Это - игрок штрафной площади. Что касается Жумаскалиева. Он был травмирован, сейчас снова играет. Но в данный момент, я считаю, у меня есть более сильные игроки на данной позиции.
- Руслан Балтиев успеет восстановиться к матчу с Англией?
- Нет. Это очень большая потеря для нас.
- Как можете охарактеризовать атмосферу в команде, настрой футболистов?
- Атмосфера – супер. Команда дисциплинировано работает, претензий ни к кому нет.
Фото Никиты Басова.