Посол США в Триполи Джин А. Кретц
25 января министр юстиции в правительстве Каддафи Мустафа Абдель-Джалиль (сегодня он – лицо ливийской революции и глава переходного совета – прим.ред.) впервые встретился с послом США. Посол поблагодарил Абдель-Джалиля за поддержку работы в Ливии программы развития торгового законодательства, которую финансируют США. Эта поддержка, в частности, включала выдачу виз для недавнего визита в Ливию федерального американского судьи и распорядителя программы. Министр ответил, что намеченная на февраль поездка нескольких ливийских чиновников в США поможет ливийцам создать новые предложения по дальнейшему сотрудничеству.
Он также выразил личную глубокую поддержку двустороннего сотрудничества, подчеркнув что «лучше меньше слов и больше дела».
Посол обсудил аспекты намечающейся поездки ливийских чиновников в Нью-Йорк и Вашингтон. Министр сказал, что Ливия открывает экономику и развивает частный сектор, поэтому ей нужно укреплять торговое законодательство, и подобные поездки в США … «необходимы». Ведь после долгих лет изоляции ливийцы почти ничего не знают о правительственной системе США.
Он также сказал, что они заинтересованы в обсуждении системы обмена заключенными, чтобы обеспечить репатриацию ливийцев из американских тюрем и граждан США из тюрем в Ливии.
Во время обсуждения УК и свободы слова Абдель-Джалиль вдруг резко перевел тему на «беспокойство ливийского народа относительно поддержки Израиля правительством США». Он пояснил, что Ливия заботится о мусульманах всего мира и мусульманских странах. По его мнению, корень терроризма в ощущении, что европейцы и американцы против мусульман. Он верит, что «справедливость одна для всех», и если Ливия не поддержит эту установку, то террористы найдут опору и здесь.
БИОГРАФИЯ И КОММЕНТАРИИ
Абдель-Джалиль был назначен на свой пост в январе 2007 года. Он не говорит по-английски, на встрече говорил только по-арабски. Согласно последнему отчету Хьюман Райтс Вотч (HRW – Защита прав человека), он выражал идеи по реформированию, борьбе с коррупцией в правительстве и др. Но, по оценке HRW, его желание изменить систему исходит скорее из консерватизма, нежели плана реформ. По отзывам подчиненных, к нему хорошо относятся, считают справедливым.
Первая встреча с послом стала многообещающей. Через своих людей в течение прошлого года … Абдель-Джалиль выразил свою заинтересованность в работе с нами… и готовность позволить своим подчиненным общаться с работниками посольства вне официальных каналов. Доказательством тому стала его прямая поддержка в визовом вопросе...
(Примечание: Похоже, у его организации есть параллельная система по выдаче виз в обход Протокола и Министерства иностранных дел, поскольку посольство получило запрашиваемые визы напрямую от минюста, а не как обычно из Министерства иностранных дел. Даже больше эти визы – одни из немногих выданные американцам за последние месяцы).
Следующий шаг – продолжение дискуссии о том, как нам работать с этой организацией по другим, более чувствительным вопросам. Мы также пообещали предоставить его министерству список законов США с пояснениями о том, как мы разбираемся с вопросами свободы слова и сочетаем их с нуждами безопасности страны.
Депеша 07TRIPOLI641 от 26 июля 2007 года
25 июля в Триполи прибыл Николя Саркози. Цель визита - широкомасштабные переговоры с Муаммаром Каддафи.
По некоторым данным Саркози и Каддафи обсуждали строительство атомной опреснительной станции, а также усиление сотрудничества в области иммиграции, пограничного контроля, здравоохранения и гособоронзаказ.
Саркози и Каддафи подписали меморандум о намерениях по вопросу мирного использования атомной энергии, по которому Франция обязуется финансировать строительство долгожданной атомной опреснительной станции в Ливии.
(ПРИМЕЧАНИЕ: высокопоставленные представители Правительства Ливии давно лоббировали финансирование США для похожего проекта, объясняя это тем, что такая "заметная материальная выгода" необходима, чтобы убедить ливийский народ в пользе отказа от программы по оружию массового поражения. Дипломатические источники в Триполи говорят, что ливийцы обращались ко многим правительствам, включая Францию, Россию, Китай и Южную Корею с просьбой об атомной опреснительной станции и атомном медцентре).
Беседа Каддафи с Саркози и его делегацией длилась несколько часов и проходила в резиденции комплекса Баб-аль-Азизия в Триполи.
(ПРИМЕЧАНИЕ: Часть комплекса пострадала от авианалетов США в ходе операции "Каньон Эльдорадо" в апреле 1986 года. Правительство Ливии оставила повреждения нетронутыми и поставило перед зданием памятник в виде кулака сжимающего американский самолет. Ливийские СМИ и сам Каддафи называют Операцию "Каньон Эльдорадо" не иначе как "неудавшаяся агрессия США-НАТО на Великую Джамахирию").
Ужин Каддафи и Саркози был устроен на улице прямо перед поврежденным зданием. Местные газеты выделили под освещение визита Саркози первые полосы. На одной из них красовался заголовок: "Наш братский вождь принимает президента Николя Саркози рядом с Домом, который остался стоять несмотря на неудавшуюся американско-натовскую агрессию" (имея в виду бомбежки Триполи 1986 года)
STEVENS
Депеша 06TRIPOLI453 от 28 августа 2006 года
Элизабет Фритшл, отдел связи
Конгрессмен Том Лантос в ходе визита в Ливию провел ряд встреч с высокопоставленными ливийскими чиновниками и дал оценку развитию двусторонних отношений.
На всех встречах (с Каддафи и др. официальными лицами) конгрессмен подчеркивал, что две основных задачи были достигнуты: убрать Ливию из списка государств, спонсирующих терроризм, и восстановить полноценные дипломатические отношения. Следующим шагом будет увеличение числа ливийских студентов в США со 150 (сегодняшняя цифра) до 6000 за три года.
Он также говорил о том, что Ливии нужно улучшить свой имидж в США. Для этого следует либо открыть дополнительные консульства в городах, вроде Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, или создать общественные консульские учреждения. В пример он привел посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне. Эта страна улучшила свой имидж путем финансовых вливаний в посольство.
Каддафи встретил всю делегацию конгрессмена 22 августа в своем палаточном лагере на окраине Сирта. Большую часть времени он посвятил разговорам о вахабизме в Саудовской Аравии – это тема стала для него стандартной. Ливийский лидер выразил свое глубокое беспокойство по поводу распространения религиозного фундаментализма, приведя в пример недавнее заявление верховного муфтия о том, что саудовским студентам нужно запрещать учиться в университетах США. Он также рассуждал о распространении ваххабизма через мечети и школы внутри Саудовской Аравии и за ее пределами. Каддафи посоветовал США призвать племенные группы Саудовской Аравии «к самоопределению», так как они, скорее всего выберут правительство отличное от монархии. Он также попытался заручиться поддержкой своего плана по созданию «Изратины» как лучшего варианта для достижения продолжительного мира на Ближнем Востоке. Однако он не стал говорить о каких-либо аспектах взаимоотношений с США.
Для перелета в район Сирта за делегацией конгрессмена был выслан спецборт ливийских авиалиний. Во время часового перелета им показывали египетский фильм под названием «Лидер» с участием местной звезды Аделя Имама. И охранники, и переводчик подтвердили, что многие шутки в фильме можно спроецировать и на Каддафи, и на Мубарака, включая сцену, где лидер показывает свое неуважение к членам кабинета министров. (Примечание посольства: Неясно, чего они хотели добиться, демонстрируя фильм. Показать, что у ливийского лидера есть чувство юмора, и он может посмеяться над своей монополией государственной власти, или доказать, что в Ливии есть определенный уровень толерантности, или просто, что ливийцы любят подшутить над египетской политикой. Если они вообще хотели этим что-то показать).
23 августа состоялась встреча конгрессмена Лантоса и сенатора Спектера с главой военной разведки Ливии Абдуллой Занусси. Он также повторил слова беспокойства ливийского лидера в связи с распространением ваххабизма и возможной связью саудовского правительства с Аль Каедой.
Занусси заявил, что после событий 11 сентября правительство Ливии находится в недоумении, глядя на поведение США. Они ожидали, что американцы устроят «судный день» для Саудовской Аравии, откуда были большинство террористов, а те зачем-то пошли в Афганистан и Ирак. Занусси также поставил в заслугу ливийского правительства то, что Усама бен Ладен попал в список Интерпола в 1997 году. По его словам, это доказывает, что у них были подозрения о возможных опасностях задолго до сентября 2001.
Сенатор Спектер попросил у Занусси неопровержимых доказательств связи Аль Каеды и Бен Ладена с саудовским правительством. Тогда Занусси организовал встречу конгрессмена Лантоса с Мухамедом Измаилом, ливийцем, отсидевшем 10 месяцев с саудовской тюрьме по обвинению в заговоре с целью убийства тогдашнего крон-принца Абдаллы. Исмаил – сын бывшего ливийского дипломата, прекрасно говорит по-английски, обучался за рубежом. Несколько лет он работал в Фонде развития Каддафи, занимаясь разными проектами, например, переговорами по освобождению западных заложников на Филиппинах. Исмаил утверждает, что работал с саудовскими оппозиционными группами в Лондоне, которые якобы пытались «создать свободную радиостанцию в Саудовской Аравии», но был арестован по сфабрикованным обвинениям. Он долго рассказывал про «особые условия», в которых содержатся заключенные ваххабиты в саудовских тюрьмах. Якобы они получают деньги и их нанимают для войны в Ираке. (Комментарий посольства: Посольство отмечает, что показания в суде США серьезно отличаются от ливийской версии событий).
24 августа конгрессмен Лантос встретился с министром иностранных дел Мусой Кусой. Лантос назвал разницу между Ираном и Ливиией «монументальной» и добавил, что в будущем будут написаны книги про историческое решение Каддафи об отказе от оружия массового поражения. Куса согласился с конгрессменом и добавил, что ливийцы «уверены, что иранцы занимаются обогащением урана и созданием бомбы», а события в Ливане – всего лишь «иранско-сирийская игра». Он также посетовал на 300 ливийцев, участвующих в повстанческих движениях в Ираке: «Мы не можем контролировать наших собственных детей. Мы делаем все, что можем, но продолжаем находить новые ячейки каждый день».
Конгрессмен Лантос провел встречу с Саифом Аль-Исламом Каддафи, директором Фонда Развития Каддафи. Вначале Лантос поздравил Саифа с его недавним блистательным выступлением, в котором он призывал к заметным политическим и экономическим реформам, включая увеличение свободы прессы. «Я очень горжусь вашей речью», - так Лантос описал двухчасовой монолог Саифа, который транслировали все радио и ТВ станции страны. Саиф сразу заметил, что президент Египта Мубарак позвонил его отцу, Муаммару Каддафи, и выразил свое недовольство этой речью. Ему не понравилось, что Саиф призывал «к слишком серьезным переменам и слишком большой свободе», ведь страна должна быть более консервативной в подходе к переменам. По словам Саифа, он не знает, что его отец ответил Мубараку. (Комментарий посольства: учитывая, что речь широко освещалась в государственных СМИ, ливийский лидер должен был удостоить ее хотя бы молчаливого согласия). Саиф также добавил, что собирается «закрыть все дела по правам человека и это станет новым начинанием для страны».
... По его словам, иранцы сообщили правительству Ливии, что «американцы просто играют с вами», они не заменят ливийские ракеты SCUD, а вместо этого постепенно оставят Ливию обезоруженной. «Они сказали нам, что американцы нас подставят». Конгрессмен Лантос ответил, что все это неправда, а правительство США высоко ценит все, что Ливия сделала для отказа от программы по оружию массового поражения.