Машины разбегаются по углам, когда видят этот ужас в своих зеркалах. На них несётся почти 10-тонный увалень с прожекторами...
Нам представилась уникальная возможность узнать , что же это всё-таки за зверь такой КамАЗ 4326, с которым на протяжении стольких лет не может справиться ни один иностранный производитель.

Вот он, красавец, самый настоящий КамАЗ, идентичный тому, на котором выигрывает легендарный Чагин. Не тренировочный, не испытательный. Теперь он в руках наших чемпионов Артура Ардавичуса, Дениса Березовского и Жаната Жалимбетова, которые представят Казахстан на всемирно известном марафоне в 2011 году.

Когда стартует эта громадина в боевом режиме, наша планета начинает вращаться быстрее или, наоборот, замедляется
Мы многого не знаем о том, что же всё-таки такое КамАЗ для ралли-рейда. Если разобраться, то от КамАЗа здесь только кабина, шильдики, фары, ну и тахометр, возможно. Всего остального на серийном автомобиле вы никогда не встретите.
Начнём с кабины
За основу берётся базовая серийная кабина, которая усиливается каркасом безопасности собственного производства, а лишние детали вырезаются. Избавляются на самом деле от горы лишнего и говорят, что построить свой кузов даже дешевле, чем возиться с этим. Но узнаваемость необходима в первую очередь. Он должен быть КамАЗом, и всё тут. Логика жёсткая. В кабине места для троих — пилот, штурман, механик сидят в спортивных креслах Sparco. Штурман сидит по центру и смещён назад, чтобы не мешать пилоту и заодно чуть улучшить развесовку.
Никаких утеплителей и шумоизоляции, КамАЗ итак самый тяжёлый среди рейдовых грузовиков. Есть, конечно, и печки, и подогревы, но используются экипажем они только на время перегона грузовика и то в зимнее время. На время гонки всё лишнее из кабины вон. Панель приборов простирается от одного края кабины до другого и сделана из листа металла. По всему её периметру куча датчиков, экранчиков, контрольных ламп.




У каждого члена экипажа своя приборная доска. Перед пилотом тахометр, датчики давления турбины, тахограф, размеченный до 180 км/ч, комбинация из систем контроля давления в шинах, множество контрольных ламп и тумблеров, отвечающих за прохождение дистанции и движение. Штурман окружён навигационным и штурманским оборудованием, а бортмеханик контролирует работу всех систем боевого снаряда. К примеру, у него есть интересный прибор Thermotrip, который следит за температурой амортизаторов. Места экипажа, кстати, очень удобны и эргономичны, но только уж очень трясёт. Помимо 5-точечных ремней для туловища я бы добавил и ремни для ног, их невольно начинает подбрасывать, и можно больно удариться.
КамАЗ жёсткий, ощущает каждую выбоинку, и перила вдоль панели приборов тут придумали не зря. Члены экипажа должны иметь уйму здоровья, чтобы перенести всю эту тряску, а особенно на КамАЗе, ведь он самый жёсткий из всех рейдовых грузовиков планеты. Кстати, кабина опирается на раму с помощью регулируемых гидравлических опор Fox с выносными бачками. Но и это не спасёт ваши внутренности.
Спортивный руль — чистый handmade, делается исключительно на заказ для команды «КамАЗ-Мастер». Никаких Sparco или OMP. Под правой рукой пилота рычаг коробки, но чтобы его переключить, нужно обладать солидной мускулатурой. Кто-то наверняка спросит, а как же вон те подрулевые лепестки? Они тут есть, но это не управление трансмиссией. Этими клавишами пилот управляет задним стабилизатором поперечной устойчивости, который соединяется с кузовом через стойки Reiger. С внешней стороны кабины расположен ряд из 6 мощнейших ксеноновых фар Hella, которые позволяют ночью видеть даже лучше, чем днём. Решётка радиатора, обтекатель и прочие навесные элементы декора сделаны из стеклопластика, но крыша, двери, стойки, естественно, из металла.
Грузовой отсек?
Ну всё правильно, это ведь грузовик! Грузовая площадка — идеальное пространство для хранения ЗИПа (набор запасных деталей), размещения топливного бака (в который вмещается тонна солярки), 2 аккумуляторов, запасных колёс и парочки совковых лопат. Запаски везут в сборе с дисками, хотя некоторые конкуренты берут только шины, занимаясь перебортовкой в полевых условиях.
http://www.esilnet.c...1109/full~5.jpg
Машина для членов экипажа на время перегона превращается в родной дом. Перегон — это 10 000-20 000 км дорожного режима
Весь груз сдвинут максимально назад опять же для лучшей развесовки между осями. Отсек этот закрыт лёгкими панелями из алюминия, которые крепятся к трубчатому каркасу с помощью газовых упоров и положительно влияют на аэродинамику грузовика. Крыша отсека вдобавок ещё и перфорированная, в мелкую дырочку, для снижения веса и дополнительной вентиляции. По углам каркаса с правой и левой стороны торчат мощные проушины. Как никак, но аварии в марафонах не исключены, и в случае переворота грузовика проушины служат для зацепления буксирных тросов.
6 цилиндров? 16 передач!
Да, в американском 15-литровом двигателе Cummins с громадными турбоулитками и хромированной клапанной крышкой их 6. Не 12, как многие бы подумали, и не 10... Выдаёт покрасневший моторище порядка 850 сил, что, кстати, ещё даже не самый выдающийся показатель среди рейдовых грузовиков, и обладает 2 500 Нм крутящего момента. Мощность в рейде не самое главное, и, как рассказывают камазовцы, MAN и DAF на прямой их делают легко. Но в марафоне главное — выносливость, надёжность, стратегия и мастерство экипажа.
Коробка тут немецкая — ZF. Такие ставят многие команды. Двигатель в паре с 16-ступенчатой коробкой (или 8-ступенчатая с делителем) даёт жару, будь здоров. До сотни —чуть больше 9 секунд, максимальная скорость — порядка 185 км/ч, хотя если постараться, можно и до 200 догнать. Ускорение чувствуется только в начале движения. Мощный толчок — и поехали! В кабине скорость не чувствуется, но 10-11 секунд, и мы уже мчим почти под 120 км/ч, а ощущение, что всего 60. При этом я уже сбился со счёта, какая передача сейчас воткнулась. Передачи короткие, рычаг длинноходный.
http://www.esilnet.c...1109/full~6.jpg
Суперфары дают возможность гнать в ночи как днём
Только когда мы начинаем кого-нибудь догонять, я понимаю, что мы едем очень быстро — 160 км/ч! Внутри я бы не сказал, что очень шумно. Да, шум двигателя, вой трансмиссии и колёс, свист турбины, но мы умудрялись обмениваться впечатлениями. На удивление ресурс мотора по спортивным меркам громадный. КамАЗы едут до места проведения соревнований своим ходом, спокойно вливаясь в гражданский трафик. Не на трейлерах или поездом, как большинство спортивных машин. А масло в моторе меняют через 20 000 км пробега. Вот тебе на!
Воздух в двигатель поступает через шноркель, воздухозаборники которого размещены над кабиной. Фильтры стандартные, но на них надет чулок для предотвращения попадания песка и прочего мусора. Достаточно ежедневной продувки для содержания фильтров в нормальном состоянии.
Стоп, машина!
Машины разбегаются по углам, когда видят этот ужас в своих зеркалах. На них несётся почти 10-тонный увалень с прожекторами, но в любом случае его когда-нибудь надо остановить. Торможение происходит ощутимо, но не как в легковушке. Примерно метров через 80 рейдовый КамАЗ с сотни должен остановиться.
http://www.esilnet.c...1109/full~7.jpg
Машины разбегаются по углам, когда видят этот ужас в своих зеркалах
Тормоза пневматические, барабанные, но не серийные. Они сделаны на заказ большого размера, как и накладки на колодки тоже. «А дисковые?», — спрашиваем мы. Дисковые имеют склонность к перегреву, уже пробовали — не пойдёт.
Подвеска. Она тут оказывается есть
Но когда едешь на КамАЗе, такое ощущение, что её нет. На каждой оси по четыре здоровых амортизатора голландской фирмы Reiger Racing с выносными бачками. Им предстоит вынести самые жёсткие нагрузки, ведь КамАЗ ещё как умеет летать. Приземлившись с трамплина, ощущаешь, что планета сейчас треснет пополам, но амортизаторы гасят сокрушительную нагрузку. Полностью разгрузить подвеску не выйдет, к мостам прикреплены прочные ограничительные ремни.
Трёхлистовые рессоры заменили прежние 10- листовые в пачке. Эти жёстче и надёжнее. Их, кстати, изготавливают в России. Пальцы рессор смазываются ежедневно при помощи шприцевания, без этого никак, ведь, по сути, тут нет никаких резиновых сайлентблоков. Нигде. Всё из железа!
Управляемый передний стабилизатор — это гордость камазовцев, но как он хитро устроен, не разглашается. Это, можно сказать, маленькая большая тайна. Задний стабилизатор тоже настраиваемый, как и писали выше.
И конечно же, основную роль тут играет рама грузовика, которая обладает выдающимися характеристиками жёсткости и прочности. Рама лестничного типа с дополнительным усилением обеспечивает отменное сопротивление на скручиваемость, а также является залогом послушности гиганта на высокой скорости в поворотах.
Весь этот оркестр позволяет проходить самое жуткое бездорожье на полном ходу. Вот где прелести КамАЗа. Там, где другие гасят скорость, КамАЗ проходит на одном дыхании. И я представляю, как себя чувствует экипаж в эти моменты. Это просто сверхлюди!
Трансмиссия и колёса
Что интересно, большинство всех рейдовых машин оснащается одинаковыми агрегатами от одних и тех же производителей. Редукторы привыкли брать у финского SISU, коробки, раздатки — у немецкого ZF, но карданы камазовцы берут у турков (Tirsan Kardan). Вот ведь контраст! Колёсные диски — самодельные, вытачиваются из алюминиевых болванок индивидуально для каждой машины. Шины Michelin X подходят для разных покрытий.
Говорят, пробовали и Pirelli, но именно шины Michelin подходят больше. Колёса КАМАЗа оборудованы системой подкачки, иными словами, при необходимости воздух из шин можно стравить перед нырянием в пески и на грунте обратно закачать в них воздух, не отстёгиваясь от сиденья. Это большое преимущество, к примеру, перед экипажами, выступающими на внедорожниках, которым приходится это делать вручную и терять драгоценное время.
В голове проносится ещё множество вопросов, но из-за волнения от увиденного я стараюсь выделить самые нужные и ничего не забыть. Бегаю вокруг Андрея Каргинова (пилот команды «КамАЗ-Мастер», с которым Артур Ардавичус ездил на Silk Road Rally 2010), как псих, навешивая вопросы. На самом деле этот технический гений заслуживает статью размером с целую энциклопедию. Если расписать дотошно каждый винтик, оно на то и выйдет. Умы в Набережных Челнах думают о КамАЗе каждый день и обязательно что-нибудь да улучшают.
Последняя модернизация — россияне на Dakar 2011 поедут на 8-цилиндровых двигателях от ЯМЗ (Ярославский моторный завод), как это было ранее. Наши будут бороться на Cummins, что, в принципе, есть хорошо. Мотор хорошо зарекомендовал себя, и есть свои преимущества перед российским. Ну, вроде всё... Удачи вам! Жмём руки, целуем КамАЗ. А я побежал теперь спокойно спать и, возможно, видеть новые сны. Этот сон уж точно реализовался.
Источник.
Сообщение отредактировал F@NTOM: 19 Март 2011 - 16:44