Самуэль Это'о и его невероятное путешествие
Самуэль Это'о и его невероятное путешествиеВ интервью с журналистом Гардиан Дональдом Макрэем Самуэль Это'о рассказывает о том дне, когда 15-летним подростком приехал в Мадрид, о расизме в Европе и о мечте сыграть на чемпионате мира.
"Это потрясающе, - говорит Самуэль Это'о, ослепительная улыбка появляется на его обычно серьезном лице и он с торжеством ударяет кулаком по столу. - Я всегда мечтал сыграть на чемпионате мира в Африке и теперь это может стать реальностью. Когда я буду там, то буду чувствовать то же самое, как если бы вернулся в Камерун. Я всегда это говорил, даже до Камеруна, что я принадлежу Африке. Возможно, я и живу в Европе, но сплю я в Африке".
Французская речь Это'о поэтична и образна, когда он рассказывает, как его невероятное путешествие привело к первому в истории Африки чемпионату мира. После своего дебюта на международной арене, за день до того, как ему исполнилось 15 лет, Самуэль Это'о оставил в 1996 году Камерун и отправился в Испанию. Из дома в Дуале он прибыл в мадридский аэропорт Бараяс в коротких шортах, одинокий и напуганный. "Сейчас это кажется невероятным, - объясняет Это'о и снова употребляет свое любимое слово, - но, в общем-то, вся моя жизнь невероятна!"
В итоге все его испытания завершились контрактом с Реалом, повлекшим за собой немного большее, чем просто переход из одного испанского клуба в другой. Это'О был отдан в аренду в Леганес, Эспаньол, а затем и в Мальорку, которая в 2000 году купила его. Спустя четыре сезона, во время которых он получил первую из трех наград Игрока года в Африке, Это’О перешел в Барселону. Несмотря на проявления расизма, Это’О завоевал себе репутацию одного из лучших футболистов мира и помог Барселоне выиграть три чемпионства в Ла Лиге и два Кубка чемпионов.
Прошлым летом Это’О был продан в Интер, которому предложили Самуэля и 46 млн евро (38 млн фунтов) в обмен на Златана Ибрагимовича. А несколько недель назад, он триумфом завершил первый сезон в Серии А, где сделал хет-трик, включая выигрыш очередного Кубка чемпионов.
"Именно поэтому я настолько горд, быть африканцем на этом чемпионате мира, - говорит Это’О. - Как и большинству жителей Африки, мне пришлось много трудиться и гораздо сильнее верить, чем другие. Я начал с нуля и достиг уровня, на котором нахожусь сегодня. Все что у меня было, так это футбол и помощь Господа. Но я сделал это и теперь еду домой, в Африку, где мы можем показать миру совсем другое лицо. Большинство видит в Африке только бедность, войны, голод и болезни. Но этот чемпионат дает нам шанс показать нечто другое. Я думаю, весь мир будет по-настоящему удивлен Африкой. Наш чемпионат мира может стать лучшим в истории".
Когда Это’О еще был ребенком, его кумиром был Милла – звезда сборной Камеруна. На чемпионате мира в Италии 1990 года, Камерун стал первой африканской командой, которая дошла до стадии четвертьфинала, но проиграла в дополнительное время сборной Англии. Однако лишь одно упоминание о величии Миллы заставляет Это’О хлопать по столу так, что ряд стоящих перед ним диктофонов начинает падать. "Люди должны уважать меня, и они должны заткнуться, потому что играть в четвертьфинале чемпионата мира, это не то же самое что выиграть чемпионат мира. Моя карьера на стадии четвертьфинала не заканчивается. Я выигрывал Олимпийские игры (в 2000), я выигрывал два Кубка африканских наций (в 2000 и 2002). Сколько раз я выигрывал Кубка чемпионов? Я не должен отвечать ни на какие вопросы".
Но почему Милла так его расстраивает? "Перед каждым турниром всегда одно и то же. Игроки старшего возраста немного давят на нас ". Милла выступил с критикой, вспомнив неудачное выступление Камеруна на Кубке африканских наций в начале этого года. "Это правда, мы не очень хорошо выступили, - говорит Это’О, - но на этом чемпионате мира мы должны оставить в истории более яркий след. Для нас пришло время подготовиться мысленно, потому что на чемпионате мира мы будем психологически уставать также сильно, как и физически".
Насколько сильно Это’О следил за Камеруном и Миллой в 1990 году? Он снова довольно улыбается. "Мне было девять лет, и после каждого матча я бегал по улицам Дуалы. Никто не мог меня поймать, потому что я был так счастлив. Даже когда мы проиграли Англии, я думал, что это был изумительный матч. Однако посмотрев ту игру снова спустя несколько лет, как я иногда поступаю и сегодня, мне показалось, что мир был не готов к выходу африканской команды в полуфинал".
Более личную обиду Это’О испытывает от дебюта на чемпионате мира во Франции 1998 года. Он был самым молодым игроком на турнире, в возрасте 17 лет, и он не забыл тот опыт. "Это было очень болезненно, потому что для выхода во второй круг нам нужно было обыгрывать Чили, но у нас отменили два пенальти. Мы вылетели . Все время спрашивают, способна ли африканская команда выиграть чемпионат мира. Но настоящий вопрос в том, готов ли мир к тому, что африканская команда станет чемпионом?"
Верит ли он, что подсознательно люди все еще могут отдавать предпочтение более традиционным европейским и южноамериканским сильным сборным, чем шести командами из Африки? "Я по-прежнему остаюсь футболистом, - улыбается Это’О. - Я не могу рассуждать на подобные темы. Однако за последние 20 лет мы проделали долгий путь, и сегодня в Европе многие ведущие футболисты являются выходцами из Африки. Если мы подготовимся должным образом, то одна из африканских команд сможет сделать нечто особенное".
В качестве награды за проход в финальную стадию Это’О подарил каждому члену команды часы, которые, по общему мнению, стоят 29 тысяч евро. Общая стоимость всех часов составила почти 700 тысяч евро, но когда его спрашивают о невиданной щедрости, то Это’О лишь пожимает плечами. "Это маленький подарок, который я делаю национальной команде, сравнимый с той радостью, которую они принесли нашему народу".
29 тысяч евро - это огромная цена за часы, даже для такого высокооплачиваемого галактико как Это’О. "Потраченная мною сумма денег не имеет значения. Если бы я был Билом Гейтсом, то я не знаю, что подарил бы своим товарищам по команде, потому что радость, которую испытывали люди после матча в Марокко (когда гол Это’О вывел Камерун в Африку в шестой, рекордный раз), не имеет цены".
Только сравнить, каким робким он был, когда 13 лет назад приехал в Мадрид и теперь, проявляющий такую щедрость. "Я никогда этого не забуду. В некоторые моменты, перед выходом в прошлом месяце в финал Лиги чемпионов, я думал об этом дне снова. Это помогло успокоить нервы и оценить, насколько далеко я продвинулся. Я приехал в Мадрид морозным зимним днем, в одних шортах и футболке. Со мной был еще один африканский паренек из Нигерии, Антонио Олисс. Но он сломал ногу и не смог добиться успеха. Но мы поддерживаем связь, потому что я его не забыл. Для африканских футболистов в Европе путь к успеху всегда был трудным ".
Во времена карьеры в Испании Это’О был подвергнут расизму. "Я многое пережил. Те, кто приходил на стадион, чтобы освистать меня, покричать как обезьяна или бросить банановую кожуру, они не знают, как нелегко нам приходилось, им не нужно было ехать в другую страну и получать образование. Мне столь часто приходилось иметь с этим дело, что я нашел способы изложить свою точку зрения насчет расизма. Когда мы играли с Сарагосой, на трибунах издавали обезьяньи звуки и бросали на поле арахис. Поэтому когда я забил гол, то станцевал перед ними как обезьяна. А когда то же самое произошло в матче против Реала, я забил гол и сделал приветствие сжатым кулаком "Власть черных" (лозунг негритянского движения в США, требующий большего участия негров в политической и культурной жизни страны)".
Когда он перешел в Барселону, то сказал, что будет "бегать как черный, чтобы жить как белый". Это’О кивает: "Люди не совсем поняли всей глубины моих слов. Некоторые отнеслись ко мне как к расисту, но я пытался сказать, что мне необходимо сделать больше (как африканцу), чем другим, чтобы меня воспринимали на том же уровне".
Поможет ли первый в истории Африки чемпионат мира искоренить эти последние вспышки расизма в футболе? "Я надеюсь на это, - говорит Это’О, - но в этом году в Италии я также натерпелся. Так что расизм существует не в единственной стране. Но чтобы получить такое вознаграждения, нужно пройти через это. И именно поэтому невероятно, что мы будем играть в стране, где живет мой идол Мадиба (Нельсон Мандела). Мне повезло встретить его дважды. Я имел честь быть приглашенным на его 89-й день рождения и однажды 10 минут общался с ним лично. Это одна из самых удивительных вещей, когда-либо случавшихся со мной".
Это’О поведет Камерун на матчи, которые пройдут в двух бывших основных африканских районах. Первый матч против Японии в следующий понедельник пройдет в Блюмфонтейне, а второй, против Дании, в Претории. Обе команды можно обыгрывать и расписание устраивает Камерун, потому что с фаворитами группы Голландией, они встретятся в последнем матче группового этапа. "У нас хорошие шансы, но пока я еще не думаю про плей-офф. Номинально лучшие Бразилия и Испания, но в Африке мы говорим: "Ты не можешь дать власть – ты должен заработать её".
В этом сезоне в Интере Это’О заслужил большое уважение своей бескорыстной игрой. "Я был невероятно счастлив, когда два месяца назад Моуриньо сказал мне, что он хочет, чтобы я сделал нечто специфическое. Ему нужен был игрок дисциплинированный и поскольку я его очень уважаю, то сделал все, что он просил. В сегодняшнем футболе нужно показывать дисциплинированный и расчетливый подход. Это не то же самое, что играть в чистый африканский футбол, как было в моем детстве, где можно было быть спонтанным. С такой же дисциплиной мы должны играть на чемпионате мира".
Милла говорил, что играя за Камерун Это’О не проявляет достаточного старания. Однако наоборот, Это’О часто делал попытки делать слишком много – постоянно преследуя мяч в попытке показать индивидуальное мастерство, которого не хватало менее прославленным партнерам по команде. "Теперь все иначе. Я капитан и моя задача вдохновить команду другим способом. Я надеюсь, что таким же образом смогу убедить молодых африканцев верить в свои мечты. Если ты во что-то веришь и у тебя есть силы не сдаваться, то мечты станут реальностью. Я - живое тому доказательство".