Отправлено 04 Октябрь 2010 - 11:15
А вуз и ныне там
04.10.2010 / политика и общество Асет СЫЗДЫКОВ, "Око", 1 октября
Качество образования в высших учебных заведениях страны давно находится под шквалом критики. Перечислять недостатки – все равно что разматывать клубок запутанных нитей: не видно конца. Однако на днях столичный университет "влез" в престижный мировой рейтинг "Топ-500 университетов мира". Впервые в истории страны…
По версии рейтинга QS World University Rankings 2010, Евразийский Национальный Университет им. Льва Гумилева занял 451 место в списке из 500 университетов мира. Но в казахстанском рейтинге вузов этого же года ЕНУ оказался вторым. Составитель отечественного ранжира – независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании – утверждает, что они дают полную картину конкурентоспособности отечественных вузов. Рейтинг составляется агентством на основе данных вузов, сайтов университетов, информации от Минобразования, Центра научно-технической информации. А мировой рейтинг QS оценивает вузы по таким показателям, как исследовательская деятельность, мнение работодателей, преподавание и трудоустройство выпускников.
Достижениям хочется радоваться, но… Получается это с трудом. На основе опросов 15 тыс. профессоров и 5 тыс. работодателей исследователи QS наверняка не хуже нас знают нынешнее "шероховатое" положение отечественной высшей школы. Это и низкое качество обучения во многих (в том числе и национальных) вузах, тотальное отставание учебных заведений по сравнению с западными почти по всем образовательным параметрам, коммерциализация сегодняшних вузов, которая размножает пресловутую коррупцию. Признано на глобальном уровне, что наши вузы уступают по числу публикаций в мировых научных журналах, что отечественные преподаватели мало цитируются иностранными исследователями, а поступление в казахстанские alma-mater иностранных студентов – единичны.
Невзирая на "прорыв" в мировом рейтинге (надеемся, он достоверен), реальная обстановка в вузах радости не вызывает. Чего не скажешь о "чиноносителях" из Минобразования или о "золотой профессуре", которые с облегчением улыбались, выступая с трибун университетских конференций. Еще бы – Президент в ежегодном Послании недвусмысленно дал указание: к 2020 году, как минимум, два вуза страны должны быть включены в рейтинги лучших мировых университетов. И вот свершилось!
С начала 2000-х годов Казахстан заполонило неисчислимое количество "разношерстных" институтов и университетов. По количеству вузов на миллион жителей мы опередили таких лидеров высшего образования, как Великобритания, Япония, Германия. Однако количество не отражает качество. На фоне масштабного засилья "карликовых" вузов" в городах и весях страны напрашивается вывод: частники, свесив ноги, с упоением "сидят" на нашем образовательном рынке. А ведь показатель качества образования является наиважнейшим параметром качества жизни и перспектив государства в целом. Но учредители и хапуги из коммерческих вузов понимают это по-своему: ты дай мне лавэ, я тебе – диплом с благожелательной характеристикой. В итоге получаем неквалифицированных "спецов", пригретых "кумовской" лапой, которые вольготно засели в госучреждениях, развивая коррупцию и бюрократию.
Учеба в вузах стала дорогим товаром. За последние годы стоимость обучения выросла 2 – 2,5 раза. А то и больше. К примеру, в ЕНУ года три назад оплата по специальности "журналистика" составляла 200 тыс. тенге. В этом году цена перевалила за 400 тысяч. Резко сократилось поступление абитуриентов, талантливой молодежи, которая из-за денежных затруднений попросту отсеивается образовательным аппаратом. Когда государство сознательно превращает образование в кормушку для извлечения прибыли, это не только пагубно сказывается на качестве образования, но и неотвратимо ведет к деградации государства и общества.
Вернемся к рейтингам. Многие студенты старших курсов ЕНУ, прослышав о мировом "Топ-500", в разговорах обязательно пошутят или усмехнутся: все это, мол, продуманный пиар. "Надо пересмотреть данный рейтинг, – считает выпускник 2010 года Василий. – В университете не все так складывается хорошо, как указывают в рейтинге. Широкая спина всему этому – наше руководство. Непонятно, почему в список не попали КарГТУ, КБТУ, КазНУ им. Аль-Фараби, ведь они пользуются популярностью среди студентов по качеству оказываемых образовательных услуг".
Представители национального вуза обещают, что работа по улучшению системы обучения ведется. Существует, правда, "избитая" проблема дефицита и утечки кадров, но в целом – все неплохо. И тут же поминают апокалипсический кризис, который якобы коснулся и нашего университета.
Действительно, можно ли верить всевозможным рейтингам вузов? Какова на самом деле конкурентоспособность высших учебных заведений? В объективности рейтинга QS World University Rankings не сомневается ректор ЕНУ Бахытжан Абдраим:
- Интерес в данном рейтинге представляет то, что всю методологию критериев отбора в "Топ-500" можно проверить. Вся информация открыто публикуется на сайте международного агентства. Рейтинг носит прозрачный характер. Это объективная и независимая оценка нашего казахстанского высшего образования.
Ректор отметил, что ЕНУ проделал немало работы, чтобы попасть в список лучших университетов мира. Для включения в 50 конкуренто-способных государств мира, как сказал Б. Абдраим, очень важен показатель качества высшего образования. Он особо отметил, что в рейтинг "Топ- 500" вошли университеты как раз таки из перечня 50 наиболее развитых стран.
На вопрос о востребованности выпускников университета ректор сообщил, что они с большим вниманием относятся к трудоустройству студентов.
- Мы проводим мониторинг, чтобы знать, кто, куда и как после окончания обучения пошел работать. Показатель трудоустройства наших выпускников достаточно высокий. Но он варьируется в зависимости от специальности. Наиболее востребованные инженерно-технические, физико-технические профили. Менее востребованы выпускники экономического факультета, сферы международных отношений. Рынок труда переполнен этими специалистами.
По мнению опрошенных мной студентов ЕНУ, в последнее время качество преподавания (в частности, на журфаке) заметно повысилось. Старшекурсники говорят, что пополнился профессорско-преподавательский состав, обучение в основном стали вести настоящие специалисты. Хотя годом ранее на журфаке один и тот же преподаватель вел сразу четыре предмета, смутно представляя, что он преподает.
Особо запомнился случай, когда зимой 2009 года второкурсники тогда еще кафедры журналистики группой бастовали перед ректорским кабинетом. К нему их тогда не пустили, хотя претензия была серьезной: на кафедре перестали преподавать ряд дисциплин, предусмотренных образовательной программой. Студентов приняла тогда проректор по учебной части, совместно с деканом и завкафедрой она заявила, что руководство устранит недоразумение. На это, помнится, ушла не одна неделя. Впрочем, и сегодня журфаковцы не скрывают недовольства, что руководство зачастую принимает в штат молодых неопытных преподавателей.
Количество вузов растет, зато число преподавателей неуклонно сокращается в связи с низким уровнем оплаты труда. "В нашей стране 5 % работающих учителей имеют среднее образование, 41 % – это учителя первой и высшей категории, то есть 28,8 % в нашем государстве это учителя, которые не имеют категории", – говорит депутат Мажилиса Парламента Светлана Ферхо. По ее подсчетам, в республике не хватает более двух тысяч высококвалифицированных преподавателей.
Таковы явные "тормозные рычаги" вузовского обучения. Не нужно быть экспертом, чтобы уяснить: для оздоровления системы высшего образования нужно взглянуть на главные ее проблемы другим, истинно патриотическим взглядом. В первую очередь, модернизировать всю систему образования, перейти к западной, развивающей модели. Внедрить в вузы новые информационные технологии, вливать в эту важнейшую сферу больше инвестиций. А еще – бескорыстно взглянуть на главных гостей храмов знаний – студентов, от которых в недалеком уже будущем напрямую зависит конкурентоспособность и благополучие общества и государства.
Моя жизнь это то что я создал сам.