В поисках великой мечты. Что изменилось в Узбекистане за 20 лет.
В этой среднеазиатской стране власти делают всё, чтобы граждане не завидовали друг другу
Узбекскую независимость мне не пришлось долго искать - она находится в самом сердце столицы республики. Ради неё в Ташкенте пострадали многие памятники советской поры. В частности, снесли знаменитый монумент на бывшей площади Дружбы народов, установленный в честь семьи узбекского кузнеца Шамахмудова, усыновившего в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот разных национальностей. А место, где он стоял, переименовали в площадь Независимости. Теперь в Ташкенте две площади Независимости и улица с таким же названием, раньше носившая имя А. С. Пушкина. «Независимость-то мы получили, - сокрушался русский водитель такси. - Только, похоже, никто здесь не знает, что с ней делать».
Новый Узбекистан получил и нового главного национального героя - полководца Тамерлана, который, как принято считать, и сделал республику независимой. Образ хромого Тимура на коне украшает купюру номиналом в 500 000 сум. Есть также Музей амира Тимура и сквер, в котором раньше росли вековые платаны. Их вырубили, чтобы не мешали гостям и жителям столицы любоваться увековеченным в камне средневековым героем-полководцем, гарцующим на коне.
Узбекистан в 1991 г. и в 2011 г.: в 1991 г. в республике проживало 20 млн 710 тыс. человек, в 2011 г. - около 28 млн.
«Будь осторожен!»
Перед поездкой в Узбекистан друг узбек предупредил: «Будь осторожен. Лучше не афишируй, что ты журналист. Могут быть проблемы».
Дело в том, что после печальных «андижанских событий» 2005 г. (когда власть жёстко подавила народный бунт) любое инакомыслие в республике воспринимается как подрыв государственных устоев, поэтому карается - иногда пытками и большими тюремными сроками. В докладе правозащитного центра «Мемориал» Узбекистан представлен как одно из наиболее репрессивных государств мира. В местных тюрьмах по политическим статьям сидят десятки тысяч заключённых, обвинённых в экстремизме и терроризме. Для спокойствия граждан доступ к независимым интернет-ресурсам в республике тоже блокирован. Смотреть государственное ТВ - всё равно, что считать перед сном баранов: сразу же засыпаешь от скуки и однообразия. Зато никаких тебе «скандалов, интриг и расследований» и разгула криминала. Так же, как и ни слова о ситуации в Ливии и других арабских странах. Тишь и благодать «усилена» печатными СМИ, в передовицах которых - улыбающиеся лица народных умельцев, рвущиеся ввысь фонтаны, спортсмены с кубками и женщины с охапками цветов. Заголовки как будто сошли со страниц советской «Правды»: «Я горжусь своей страной», «Уверенной поступью к пьедесталу», «Сделаем мир вокруг ярче». Собственно, именно к такому - благостному - ТВ призывают и наши ревнители морали. Ощущают ли себя узбеки, смотрящие своё ТВ «без насилия и желтизны», счастливее? Вопрос, ответа на который я так и не нашёл.
Народ здесь бедствует, но не голодает. Еда по сравнению с Россией дешёвая и невероятно вкусная. Огромную тарелку плова или первого блюда можно отведать за 40-50 руб. в переводе на наши деньги, палочка шашлыка в чайхане стоит не дороже 30 руб.
По отчётам чиновников, средняя зарплата в Узбекистане - 300 долл. США. Однако у всех, с кем мне пришлось общаться, зарплата едва превышала 100-200 долл. На фоне таких доходов пенсионеры кажутся «богачами», средняя пенсия в республике - 70 долл. Поэтому местную валюту (сум) даже ярые патриоты считают «самой независимой в мире», от которой «ничего не зависит». Курс Центробанка (1 доллар - 1700 сумов) сильно отличается от того, что на «чёрном рынке», где доллар стоит 2400 сумов. Из-за этой разницы валюту в государственных обменниках меняют разве что туристы, не подозревающие о нелегальных менялах.
«Плачу ли я налоги?» - переспросил меня один из известных узбекских артистов. - Нет, дорогой». «Артисты в Узбекистане покупают годовую лицензию на концертную деятельность, - просветили меня. - Это гораздо удобнее, чем платить налоги: один раз заплатил стандартную цену и больше государству ничего не должен».
«Эй, брат!»
«В Узбекистане важно иметь не деньги, а связи, - признался мне один из местных авторитетных предпринимателей. - Будут связи, будут и деньги. А без связей, будь хоть миллионером, у тебя всё равно будет сложная жизнь. Деньги из тебя просто вытрясут разными путями».
Государственная политика в стране негласно направлена на то, чтобы никто не кичился достатком. Состоятельные люди в Узбекистане есть, но они стараются не выпячивать своё благополучие - чревато. Именно из-за страха потерять всё «нажитое непосильным трудом» даже в столице все передвигаются на автомобилях экономкласса местного производства - «Дэу». Дорогие авто - большая редкость. Продажу машин контролирует государство. Видимо, поэтому цены на «Дэу» в стране выше, чем в России. При этом продавать автомобиль в течение полугода после приобретения запрещено законом. Это сделано для того, чтобы избавить авторынок от посредников.
«Эй, брат, ты чо тут фатаграфируешь?» - в центре Ташкента меня окрикнул один из постовых и решительно схватил рукой фотоаппарат. - Пакажи». Объяснение, что я пытаюсь запечатлеть прекрасные виды города, полицейского не убедило. Только после того, как он отсмотрел на мониторе фотоаппарата все снимки, я был отпущен на свободу.
Постовые в Ташкенте стоят почти у каждого подземного перехода. Правда, большинство из них откровенно скучают. Некоторые, чтобы хоть чем-то занять себя, грызут семечки прямо во время несения вахты. И почти никто из них не говорит по-русски. Несколько лет назад Узбекистан перешёл на латиницу, и теперь можно любоваться, например, такими вывесками магазинов: «Mebel». Ходят слухи, что по личному распоряжению Ислама Каримова в библиотеках сожгли все книги на русском языке.
Советский Узбекистан гордился кузнецом Шамахмудовым, в войну усыновившим 15 детей
В Узбекистане современном в почёте совсем другие герои. Главный из них - Тамерлан. Фото автора
Однако самая главная книга мусульман - Коран - вызывает у богобоязненных узбеков священный трепет. В ташкентской мечети Хасти Имана хранится один из самых древних Коранов, датированный VII веком. На нём кровь Османа, убитого в 656 г. во время чтения священной книги. Эту мусульманскую реликвию охраняет старенький дедушка, который заодно обилечивает посетителей и выдаёт справочную информацию. «А вдруг, - поинтересовался я у старика, - кто-нибудь похитит книгу, а вы не сможете остановить грабителей?» Хранитель с укором посмотрел на меня и ответил вопросом на вопрос: «А вы думаете, кому-то в голову может прийти такая мысль - похитить Коран?» Я даже устыдился своего вопроса.
Но всё же самой «больной» и оттого закрытой темой в Узбекистане является хлопок и всё, что с ним связано. Дело в том, что «белое золото» в республике по-прежнему собирается руками школьников, которых используют как бесплатную рабсилу. Из Ташкента на сбор хлопка «гонять» стали реже, а в областях студенты и школьники, начиная с 5-го класса и старше, несут эту повинность с сентября по Новый год. Существуют нормы выработки, спускаемые директорам школ местными муниципалитетами. Невыполнение их расценивается как саботаж, и директорам грозят суровые санкции - вплоть до увольнения.
Для реализации узбекской мечты узбекам потребовалась «великая» узбекская стена, которую по указанию властей возвели на границе с Киргизией. Для надёжности у стен вырыли ров и заполнили его водой. Соседи соседями, а независимость должна быть основательной. «Если независимость и спокойствие - это узбекская мечта, - сказал мне один из моих собеседников-узбеков, - то терпение - главная национальная черта нашего народа». «Русские такие же, - ответил я, - так что нас по-прежнему многое объединяет».
Интернет-опрос «АиФ»
У вас с Узбекистаном какие ассоциации?
Хлопок - 44% (348 голосов)
Древние города - Бухара, Хива, Самарканд - 33% (261 голос)
Ташкент - хлебный город - 20% (159 голосов)
Могила Тамерлана - 3% (27 голосов)
Всего голосов: 795
Опрос проводился на сайте
WWW.AIF.RU