Казахстанцы предпочитают играть в тени.

Когда весь футбольный мир обсуждает стоимость перехода главных европейских звезд из одного топового клуба в другой, обсасывает особенности сделки и раскладывает по косточкам пункты трудового контракта, в наших палестинах предпочитают проводить все переговоры за закрытыми дверями. Все, что связано с деньгами, в казахстанском футболе имеет «теневой» оттенок — зарплаты игрокам платятся по двойной бухгалтерии, хотя некоторые из них сопоставимы с условиями ведущих команд первой лиги России и равняются 10-15 тысячам долларов в месяц. Поэтому любознательным казахстанцам (налоговиков среди них пока нет) приходится пользоваться оценками западных специалистов. К примеру, не так давно авторитетный немецкий сайт transfermarkt.de дал свою оценку трансферной стоимости игроков, выступающих за национальную сборную Казахстана. Цифры впечатляют.
Недавний переход португальского футболиста Данни из московского «Динамо» в питерский «Зенит» в российской премьер-лиге вызвал немало споров. С одной стороны, сделка в размере 30 млн евро стала рекордной для российского футбола, с другой — многие предсказывают, что подобный трансфер станет толчком для дальнейшего роста внутрироссийских цен на игроков. «Стоит ли овчинка выделки?» — задаются они вопросом.
В Европе за подобного игрока вряд ли выложили бы такие деньги. Вопросов много, но можно ответить однозначно: в российском футболе крутятся огромные финансы. В сокере же казахстанском этих денег на порядок меньше, к тому же и проблемы поднимаются иного порядка: суммы трансферов у нас не обсуждают, бюджеты клубов приводят из неофициальных источников, а о зарплатах футболистов стараются не упоминать. Тем не менее кое-какие цифры все же просачиваются, а считать деньги в чужом кармане хоть и нехорошо, но интересно.
Размышления на тему финансов в нашем футболе всегда натыкались на толстую стену непонимания, приводить конкретные факты было не так-то просто, в отличие, скажем, от Европы.
— Ответ очевиден, — делится мнением российский футбольный агент Сергей Цырин. — В отличие от европейских клубных бюджетов, которые ведутся по белой кассе, казахстанские в большинстве своем имеют двойную бухгалтерию. В контракте футболиста может стоять любая цифра, а вот сколько на самом деле он получает, могут знать немногие.
Российский футбольный агент Сергей Цырин на казахстанском рынке уже третий год, благодаря его работе в наши команды импортирован уже десяток игроков из ближнего зарубежья. Правда, открыто о своих клиентах Сергей не говорит — не позволяет профессиональная этика. Сегодня «его люди» есть в трех клубах, которые входят в ведущую пятерку чемпионата страны.
— Представьте себе ситуацию, — продолжает Цырин, — что налоги придется платить с неофициальной зарплаты. По казахстанским меркам это очень солидные составляющие.
То, что не только футбольные предприятия живут двойной жизнью, подтверждает и известный в казахстанском мини-футбольном мире специалист Николай Иванов. Несколько сезонов назад он являлся президентом футзального клуба «Актюбрентген» и внутреннюю кухню знает не понаслышке.
— Двойная бухгалтерия для нашего государства не новость. Существует она и в структуре футзала. Со времен моего руководства финансовые условия ведущих игроков из Актобе не изменились. Как и несколько лет назад такие игроки, как Шпичка, Хлопонин и Козин, (если брать прошлый сезон) в месяц получали 2 000 долларов. Хотя в их трудовых договорах прописана официальная сумма — 50 тысяч тенге. Нетрудно подсчитать, что на налоги уходило всего 5 тысяч тенге.
Конечно, подобные нюансы всего лишь частные определения. Здесь скорее важны цифры более реальные. Сколько стоит казахстанский футбол и кто оценивает соотношения цены и качества наших игроков? Эти вопросы остаются главными для болельщиков и специалистов Казахстана.
Не так давно авторитетный немецкий сайт transfermarkt.de дал свою оценку трансферной стоимости игроков, выступающих за национальную сборную Казахстана. Как ни странно, самым дорогим игроком команды является, возможно, самый недисциплинированный футболист нашего первенства. Лучшего бомбардира в составе сборной Казахстана в отборочном цикле к чемпионату Европы-2008 Дмитрия Бякова оценивают в сумму равную 450 тысячам евро. Защитника Александра Кучму — в 250, а первый вратарь команды Давид Лория стоит 150 тысяч. Интересно, что капитан сборной Нурбол Жумаскалиев, по мнению немцев, обойдется клубу всего в 150 тысяч, а самый опытный игрок Руслан Балтиев — в какую-то сотню. Понятно, что transfermarkt.de — хороший авторитетный сайт и объективно дает оценку стоимости футболистов основных чемпионатов. Но то, что по отношению к нашему первенству он допускает много вольностей, факт.
«Все наши оценки строятся исключительно на выступлении сборной Казахстана, — отвечают в своем письме представители немецкого сайта. — К сожалению, мы не можем видеть матчи внутреннего чемпионата, поэтому стоимость игроков формируется исходя из конкретного матча. К тому же мы всегда привлекаем хороших футбольных специалистов. Вчера, к примеру, конкретный игрок сыграл на „отлично”, но сегодня показал игру не самого лучшего качества, оттого и его цена на трансферном рынке падает. Не забывайте и то, что вратари всегда стоят меньше, чем полевые игроки. Правда, мы можем с уверенностью говорить о том, что за прошедший год от вашего футбола мы узнали много новых имен, а многие уже известные личности поднялись в своей стоимости».
С немецким сайтом и не поспоришь — после успешного выступления национальной сборной в отборочном цикле к чемпионату Европы многими нашими игроками действительно заинтересовались. В прошлом сезоне в дневник казахстанского футбола была вписана новая страница — сначала Давид Лория попробовал свои силы в Швеции, а потом Максим Жалмагамбетов и Сергей Остапенко оказались в бельгийском «Антверпене». Хотя западные специалисты отмечают, что казахстанцев в Европе могло быть и больше и во главу угла ставят проблему получения рабочей визы. И прошлогоднее высказывание Гонсало — агента игрока английского «Манчестер Юнайтед» и сборной Португалии Нани, гласящее: «У ваших игроков есть один „недостаток” — они не являются гражданами ЕС, а это, поверьте, очень может им помешать перебраться в европейский клуб», лишь дополнительное тому подтверждение.
Правда, основа материала заключается в другом: будет ли наш игрок за бугром получать больше и есть ли смысл вообще покидать родные пенаты? Если сравнивать наш чемпионат с европейскими, занимающими не самые высокие позиции, то можно констатировать: в Бельгии, Венгрии и Словакии много не заработаешь. К примеру, бюджет венгерского футбольного клуба «Дебрецен», соперника карагандинского «Шахтера» по Кубку УЕФА, составляет 2,5 миллиона евро, а средняя зарплата приближена к цифре 1,5 тысячи евро. И это у клуба, который с 2005 по 2007 год становился чемпионом Венгрии и имеет в своем составе несколько игроков национальной команды Венгрии. В таких реалиях нашим игрокам остается лишь свыкнуться с мыслью, что футбол — это не только деньги.
— Зарплаты в некоторых клубах сопоставимы с условиями топовых команд первой лиги России, — добавляет Сергей Цырин. — Конкретных фамилий, к сожалению, приводить не могу, но отмечу, что средняя заработная плата в чемпионате Казахстана установлена в районе 4-5 тысяч долларов. Есть зарплаты и выше — 10 тысяч, даже 15. Находятся и такие, кто заявляет: «Я получаю 30». Мне с трудом верится. Возможно, все это делается лишь для красного словца — похвастаться перед друзьями, родственниками, коллегами...
— В мини-футболе денег на порядок меньше, нежели в большом, — сравнивает Николай Иванов. — Об актюбинском клубе я уже упоминал — цена игрока там сформировалась на отметке в 2000 долларов. В алматинском «Кайрате» зарплаты на порядок выше — бразильцы получают до 5000 долларов, а бывший игрок Этьен вообще семь. В карагандинском «Тулпаре» хорошо зарабатывают опять же только бразильцы — их вознаграждения оцениваются примерно в 1,5 тысячи. Молодые ребята получают по 300-400 долларов. Я уже не упоминаю «Аят» и «Арай». 300 долларов — это стандартная ставка. Как видите, какие задачи — такова и оплата.
В Казахстане футболисты довольно обеспеченные люди, как и многие тренеры, возглавляющие команды. К примеру, годовые заработки наставников «Актобе» и «Тобыла» превышают 500 тысяч долларов, а контракт главного тренера сборной Казахстана, голландца Арно Пайперса, формирует выплаты в размере 700 тысяч. После России, Украины и Азербайджана наш чемпионат по суммарному бюджету занимает 4-е место в странах СНГ, а по уровню заработных плат мы давно обскакали многие страны Восточной Европы. Футбол и деньги — понятия уже давно неразделимые и не совместимые с жизненным утверждением: лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами.
Николай Жданов, Алматы
Сообщение отредактировал proteam_kz: 13 Сентябрь 2008 - 14:13