Cовершенно неожиданно появилась в сети новая игра на движке ArmA 2, причем от одного из ее разработчиков. Пока только в виде альфа-версии модификации, устанавливаемой на игру с дополнением Operation Arrowhead... но ажиотаж вокруг нее возник такой, что игра, кажется, впервые за всю свою историю поднялась на первые места рейтинга в Steam, и насчитывает около полусотни забитых до отказа серверов! И туда сейчас сложно пробиться, в любое время суток - на каждом сервере за считанные секунды, после его открытия, собирается 40-50 человек. Из сорока, пятидесяти.
Ситуация, к слову, напоминает столь же неожиданное когда-то появление Minecraft, вызвавшее такую же бурную реакцию, и озолотившее разработчиков, которые по сей день, не смотря на то, что игра уже давно официально вышла, дорабатывают её и выпускают обновления, буквально каждую неделю. Что несомненно является причиной всё растущей популярности.
Имя новому феномену - DayZ. И игра эта - про выживание. Тема не редкая, но все же кое что эту версию выгодно отличает от остальных подобных.
Игроков выбрасывает на просторах огромнейшей карты ArmA 2, обежать которую пешком с одного края до другого, пожалуй, не получится и за пару часов. Огромный мир, где царит полная разруха и страшная эпидемия, обратившая большинство людей в агрессивны зомби - все поселения и бывшие военные лагеря превратились в страшные логова монстров, готовых за мгновения пожрать все живое, на них самих не похожее. Дороги усеяны искореженными машинами и кучами мусора, трупы людей, погибших еще при эвакуации местного населения - обернуты в пакеты и оставлены на улицах. В живых остались только несколько десятков брошенных тут человек, на всю огромную, пораженную бедствием, территорию в 225 квадратных километров. Управление каждым из них по отдельности и берут на себя игроки.
В инвентаре у вас оказывается пистолет Макарова, несколько магазинов патронов к нему, бутылка воды и банка каких-нибудь съестных консервов. Да еще пустой рюкзак за спиной, в который потом можно отдельно складировать, найденные на просторах карты, трофеи. Персонаж подвержен голоду, жажде и усталости - а потому еда и вода имеют еще большее значение, чем оружие или даже медикаменты.
Пути из этого ада нет - нужно просто выживать и держаться дольше всех остальных.
Каждый игрок противостоит огромному множеству врагов: голод и жажда персонажа, зомби, одиночество, и другие игроки, от которых можно ожидать чего угодно! И благодаря огромным территориям, со множеством деревень, ангаров, лагерей и даже городов; Благодаря уникальной игровой механике такого симулятора боевых действий, как ArmA - эта игра не похожа ни на одну другую про нашествия монстров. Вам могут помочь выбраться из центра, заполоненного монстрами, города, а потом пристрелить, чтобы забрать себе ваше снаряжение и такие ценные вещи, как охотничий нож, бинокль, или даже просто спички, позволяющие разжечь костер. Причем никто не выбирает себе ролей изначально - все просто играют так, как хотят. И сложно узнать, кто есть кто - иногда игра походит на социальную Мафию, с горожанами, полицейскими, бандитами. Полно не только просто исследователей, старающихся продержаться дольше всех - но и бандитов и мародеров.
*Особенную сложность составляет единственная доступная вам жизнь - все персонажи хранятся где-то на центральном сервере модификации и при смерти удаляются. Нужно начинать все сначала, теряя все набранное снаряжение.
О, если, конечно, не удастся быстро найти труп своего персонажа и вернуть вещи!
DayZ относится к типу игр-песочниц. Все пути открыты, есть только ситуация и возможности. Как в Minecraft - только мир копать нельзя. В основном игроки занимаются исследованием разбросанных по миру примечательных мест, где можно найти все самое лучшее - полевые лагеря, развалины замков, ВПП... это может выглядеть скучно, особенно если обращать внимание на то, сколько приходится ползать и прокрадываться по улицам деревень и городов, перед носом у зомби, со скоростью старой черепахи. Но атмосфера у игры потрясающая! Таких впечатлений, таких событий, которые имеют место быть в этой игре - вы не найдете больше нигде!
Недавно я проделал основательное путешествие от побережья к ВПП, что на самом севере. По пути насмотрелся на множество красивых мест: разбитый на рифах корабль; огромный - третий город, о котором я не догадывался; большой завод; Черное озеро; светящиеся в темноте фаеры...
Город тот большой был, богатый, но тихий - уютный, как деревенька... там еще Лесопилка есть на берегу, с доками - зашел туда и почувствовал настоящий дух Сталкера! Заброшенный завод, с кучей, как интересных вещей, так и пустых консервных банок. За потертыми оконными стеклами бродят зомби и льет вечерний дождь, где-то внизу чуть поодаль горит брошенный мною факел и разочаровывает кучки сходящихся на пикник зомби.
Я вышел почти днем - ранним вечером, а дошел до места уже ночью. Путь занял три часа.
Самые примечательные места на карте - это большие ангары, амбары, заводы, пожарные станции, больницы, ВПП и дозорные башни в военных лагерях - на последние не обязательно залезать, чтобы взять то, что лежит внутри - достаточно подняться по лестнице.
Карту Черноруссии тоже придется искать отдельно - как компас, часы и GPS. Но найдя ее вы сможете не только посмотреть план окружающих мест, но и даже поставить себе метку, по которой можно идти как за маркером квеста в Скайриме.

*Чтобы поставить метку нужно зажать правый Shift и указать левой кнопкой мыши нужное вам место на карте. Маркер покажет расстояние до цели и направление прямо на экране игры.
Атмосфера у игры потрясающая, и их две - день и ночь делят её на две части. Если днем мы осматриваем прекрасные окружающие пейзажи и относительно свободно изучаем, одно за другим, брошенные здания - то ночью приходится быть вдвойне осторожным. Ничего не видно, постоянно включается и выключается фонарик. На факелы сбегаются зомби - можно даже нарочно отвлечь, выкинув фаер подальше от себя. Честно сказать, бывает страшно - особенно в далеких поселках.
Каждый волен бегать в одиночестве или собираться с друзьями в отряды. Но игра все же подбивает ходить вместе: если вы теряете кровь (местный аналог здоровья) - восполнить ее можно только если очень много есть, или перелить из, найденных в брошенных больницах и полевых лагерях, пакетов с кровью. А перелить кровь себе самому нельзя - нужно найти товарища.
Кроме того, одному слишком сложно собрать все необходимые детали и починить себе машину: в текущей версии игры на карте можно найти несколько машин и один вертолет. Все они сломаны, не содержат в себе ключевых деталей, и уж конечно не заправлены топливом. Если вы хотите покататься на машине или улететь за море - придется найти по одной все недостающие детали и установить в машину, а потом еще заправить топливом.
Кроме прочего в игре можно заниматься охотой, и тогда она становится похожа на симулятор the Hunter. Попадаются кабаны, коровы на фермах, куры, кролики и козы.
Иногда звери оставляют даже следы на песку - если побывали в воде. Люди тоже.

Чтобы добыть мясо из подстреленного животного, нужно найти охотничий нож. Мясо восполнит вашу потерю крови гораздо лучше, нежели обычные консервы - аж на 800 ед. Но сырым есть его нельзя - нужно разложить костер и жарить.
Кроме того, в глухом лесу не встретить зомби - так что это отличная возможность отдохнуть от страшных рычаний и визгов. Зомби бродят только по городам, селам и рядом с охотничьими вышками.
Спойлер: В тему:
Есть, правда, у игры и минусы, доставшиеся, в основном, от движка Армы. Нужно привыкнуть к управлению игры, которое всегда было несколько неудобным и неестественным. Так, чтобы перепрыгнуть забор - нужно упереться в него и нажать специальную клавишу, после чего придется дождаться окончания довольно медлительной анимации.
Но больше всего удручает некоторая грубость и заторможенность всех действий - игра будто притормаживает всегда, везде, и любых настройках. ArmA и не будет, как новый Battlefield, угадывать ваши намерения - персонаж не заглянет сам за стену, не перепрыгнет сходу через забор, не сможет за пару секунд бросить свое оружие, поднять с земли другое и тут же пустить его в ход. Все происходит словно пошагово, в то время, как враг, похоже, играет в самом реальном времени.
Из не самых лучших сторон самого DayZ можно выделить полное отсутствие присущей подобной местности легкой техники - вы не найдете ни одного велосипеда, никаких дрезин на железнодорожных путях и ни одной жалкой лодочки. А атмосферу запустения часто портит чат - кричат все и всем. Было бы гораздо лучше, если бы сообщения были только личными, или групповыми - возможности собираться в регистрируемые игрой отряды тоже не хватает. Но пока у этой игры еще все впереди - и если чего-то не достает, можно смело надеяться на дальнейшее развитие. Привыкшему игроку открывается очень увлекательное, атмосферное и сложное приключение. Несколько медитативное... причем еще более хардкорное, с каждым следующим обновлением.
Новое обновление добавило в игру топор для колки дров. Теперь чтобы разжечь костер, нужно найти спички, топор, наколоть в лесу дров и выйти на ровное, открытое место.
Кроме того в этом же патче в игру ввели женских персонажей - выбрать пол персонажа предлагается один раз и на всегда, с привязкой к ключу. Таким образом, видимо, идет борьба с пресловутым "орком в эльфийском обличии"
Разработчики ArmA, глядя как их игра обрела новую жизнь и стала продаваться не хуже последних игровых новинок - уже официально объявила о поддержке этой модификации, уверенно растущей к полноценно игре про выживание и отношения людей в мире пост апокалипсиса.