Ведущую роль в развитии связи в Казахстане играет национальный оператор «Казахтелеком». С одной стороны, он является крупным акционером ряда сотовых операторов - ему принадлежит 49% акций в GSM Kazakhstan, а в конце января 2006 года акционеры компании одобрили сделки по приобретению 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Мобайл Телеком Сервис», оставшихся 50% акций АО «Алтел» (до этого «Казахтелеком» владел другой долей 50%), а также 54% АО «Nursat» (до этого «Казахтелекому» принадлежал 41,25% компании) на общую сумму не около $220 млн. Таким образом, после завершения покупки этих пакетов акций, «Казахтелеком» стал полноправным владельцем всех операторов связи стандарта CDMA в Казахстане.
В данный момент в республике сравнительно небольшое число операторов связи. Сегодня действует шесть операторов: три в стандарте GSM - GSM Kazakhstan (с торговыми марками K'Cell и Activ), «КаР-Тел» (Beeline и K-Mobile) и Mobile Telecom Service (NEO); три в стандарте CDMA - «Алтел» (Dalacom и Pathword), «Мобайл Телеком Сервис» («Жаршы») и компания Nursat (торговая марка Excord). Хотя, на самом деле, в большинстве своем рынок сотовой связи поделен между тремя крупнейшими операторами: GSM Kazakhstan (абонентская база около 3,5 млн. человек), «КаР-Тел» (более 4 млн. пользователей) и «Алтел» (500000 абонентов).
В тройку услуг, которыми пользуется наибольшая доля потребителей сотовой связи в Казахстане, входят следующие сервисы мобильной связи (в порядке убывания): исходящие звонки внутри сети - 90%; исходящие звонки на сети других сотовых операторов - 70,5%; исходящие звонки на фиксированные телефоны в городе, где находится респондент - 51%.
Как показывают результаты исследования, использование услуг сотовой связи колеблется в зависимости от социально-демографических характеристик пользователя и, в частности, от возраста.
Практика показывает, что абоненты практически не звонят с сотового телефона в страны СНГ и дальнего зарубежья и намного реже, чем в своем городе, звонят на городские телефоны других городов Казахстана. На мой взгляд, с целью заполнения именно этой ниши был создан новый оператор сотовой связи Neo. Так, подключившись к функции Neo-гид, можно звонить на международные и междугородние телефоны, всего за 32 тенге за 60 секунд. Компания предлагает новую услугу на рынке Казахстана сотовой связи - IP-телефонию. Если ранее, чтобы воспользоваться интернет-телефонией, нужен был стационарный телефон, то сейчас достаточно подключиться к Neo. Говоря простым языком - эта технология позволяет вести голосовые переговоры через интернет. Именно благодаря этому стоимость разговоров становится ниже по сравнению с обычной телефонной связью. Хотя, конечно, цена и качество меняются в зависимости от поставщика этих услуг.
Данный вид услуги весьма удобен для сельского населения, а это примерно 6575,8 тысяч человек, или 44% от общего количества населения республики. Учитывая проблему доступности телефонной связи в отдаленных регионах Казахстана, новый оператор связи может уже в первый год превысить предполагаемый охват в 700 тыс. абонентов. И вот первое тому подтверждение: по словам Аскара Достиярова, председателя совета директоров ТОО «Мобайл Телеком Сервис», за первые пять дней работы к Neo подключилось 5000 пользователей, и 70% из них уже пополнили свой баланс.
Думаю, единственное, что может привлечь пока обычного абонента - это акция, проводящаяся до конца марта. За 32 тенге можно позвонить в любую страну мира, за исключением стран Африки, южной Америки, Австралии и Океании. Хотя все же сохраняется состояние подвешенности, ведь неизвестно по каким тарифам придется звонить после 1 апреля.
В то же время, NEO вышел на рынок без некоторых элементарных вещей для обычного абонента. Например, обмен SMS возможен пока только внутри сети, отсутствует возможность отправлять MMS, хотя GPRS и WAP уже работают (цены на них не отличаются от конкурирующих компаний). Правда, обещают, что все это будет возможно уже совсем скоро.
Ни для кого не секрет, что при увеличении количества абонентов растет и прибыль операторов связи. По данным исследования «Развитие рынка сотовой связи в Казахстане», GSM-Kazakhstan с брэндами K’Cell и Activ на конец 2006 года по-прежнему занимал лидирующие позиции, его доля рынка (по доходам) составила 63%. Однако по сравнению с концом 2005 доля этого сотового оператора снизилась: на конец 2005 г. она составляла 73%. Одновременно наблюдался рост доли компании «Кар-Тел», которая работает на казахстанском рынке с торговыми марками K-Mobile и Beeline, что является результатом агрессивной маркетинговой политики, которую Beeline проводит на казахстанском рынке в течение полутора лет. Доля рынка компании «Кар-Тел» (по доходам) увеличилась с 25% в начале 2006 года до 34% в начале 2007 года.
Однако приведенные выше данные относительно количества абонентов можно поставить под сомнение, так как в статистике не учитывается тот фактор, что у одного пользователя может быть два и более номеров даже одного оператора связи. А значит, нельзя с полной уверенностью заявлять, что количество проданных сим-карт равно числу подключенных абонентов.
По официальной информации, в республике зарегистрировано более 6 млн. пользователей мобильной связи, или 46% населения республики. По оценке заместителя председателя Агентства по информатизации и связи РК Ризата Нуршабекова, к 2008 году абонентская база вырастет до 7,5 млн. человек. На мой взгляд, количество абонентов превысит ожидания, если учитывать рост потребителей сотовой связи в прошлом году. Так, по данным исследования, проведенного компанией ICT-Marketing, в 2005 году количество абонентов только среди взрослого населения было 30%, но уже в конце 2006 года оно превысило 45%.
Причина столь незначительного проникновения мобильной связи в относительно богатом Казахстане - высокие тарифы. Если «КаР-Тел» время от времени снижает цены на свои услуги, то тарифы «GSM Казахстан» остаются без изменения. Хотя время от времени «GSM Казахстан» проводит различные акции, даря всевозможные «бонус-единицы» и делая скидки на голосовые сообщения. Хотя в начале этого года компания «GSM Казахстан» произвела значительные изменения в своей тарифной политике, снизив стоимость разговоров для всех своих абонентов и введя посекундный биллинг.
Сообщение отредактировал nicki: 14 Май 2009 - 23:19